В четверг, 13 ноября, на конференции RIW2014 министр связи Николай Никифоров выступил с заявлением, в котором высказался категорически против запрета иностранного программного обеспечения (ПО) в госсекторе. При этом он заявил, что формы регулирования должны носить «созидательный, содержательный и мягкий характер». Как минимум, это очень странно слышать от министра страны, против которой были применены санкции без решения Совета безопасности ООН. О каком «мягком характере» регулирования можно говорить, например, в адрес компаний Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett-Packard, которые одними из первых присоединились к санкциям против РФ?
Более того, о каких «мягких» мерах можно говорить по отношению к компаниям, о которых доподлинно известно, что они работают на американскую разведку, «сливая» ей все данные, до которых только могут дотянуться. Каждый продукт Microsoft, Oracle или Symantec в государственном учреждении – это открытая дверь, через которую американское Агентство национальной безопасности вынесет всю информацию. Не надо думать, что в среднестатистической школе, мэрии или заводе нечего скрывать от США. С учетом того, что руководство США работает по принципу «скопировать все, анализировать потом», скоро мы дойдем до ситуации, когда американские власти будут обладать досье на каждого россиянина, от психологической характеристики в детском саду до номера пенсионного удостоверения и содержания больничной карты со всеми заболеваниями. Личные данные миллионов россиян обрабатываются на продуктах Microsoft Office, хранятся на серверах IBM и базах данных Oracle и передаются по почте Microsoft Exchange. Именно эту ситуацию пытаются изменить российские компании и специалисты по информационной безопасности. Одновременно эту ситуацию, в которой Россия является фактической IT колонией США, пытается сохранить министр Никифоров. Возникает вопрос: он на какое государство работает?
Но это еще полбеды. Министр Никифоров говорит, что «нужно работать на экспорт и развитие», и рекомендует отечественным разработчикам ПО ориентироваться на рынки стран БРИКС. Предлагаю прислушаться к предложению Никифорова и обратить свой взор на IT рынки стран БРИКС и посмотреть, как у них выстроено взаимодействие с американскими компаниями, и кто там ждет российских разработчиков ПО?
Китай
Еще год назад внутренний IT рынок Китая занимал около 20% всего мирового рынка. Ежегодныйрост в натуральных величинах за последние 3 года составляет около 25% в год! Т.е. рынок каждый год растет на четверть, и он огромен. Теперь давайте будем разбираться, кто там ждет российский разработчиков.
У меня нет под рукой свежих данных, но есть данные за 2011 год (напомню, что каждый год рынок Китая растет на четверть, и в 2014 году эти показатели можно увеличить практически в 2 раза): по оценкам Министерства коммерции КНР, в 2011 году объем экспорта Китаем программного обеспечения составил 14,3 млрд. долл. США. При этом на «зарубежном векторе» работали более 18 тыс. местных компаний. Из них почти 281 компания поставила на экспорт услуги на сумму более 10 млн. долларов, 14 компаний – на сумму более 100 млн. долларов.
Китайские разработчики ПО, кроме того, что закрывают потребности местного рынка, активно и успешно работают на экспорт! Да, зачастую качество местных разработок оставляет желать лучшего, но государство активно развивает и поддерживает именно местных разработчиков. Государственная программа по развитию IT отрасли работает в Китае с 1988 года!!!
Да, спрос на импортное ПО в Китае еще есть. Но с каждым годом он сокращается, и российских разработчиков ПО уж точно не ждут там с распростертыми объятиями.
Кстати! Против Китая не введены никакие санкции, однако весной этого года КПК запретила покупать Windows 8 для госучреждений, а летом под запрет попала вся линейка продукции компании Apple и антивирусные продукты Symantec и Лаборатории Касперского. Все это делается в рамках программы по повышению национальной безопасности в сфере IT.
Так может, министру Никифорову стоит брать именно этот опыт наших партнеров по БРИКС, а не продолжать закупать за государственный счет продукцию компаний, которые вводят против нашего государства санкции?
Президент американской компании CISCO написал открытое письмо Бараку Обаме, в котором объяснил, что из-за скандала, связанного со шпионажем через продукты американских IT компаний, CISCO подвергается обструкции в Китае, и продукты американских компаний выдавливают не только из государственных структур, но и из частных компаний, которые «вдруг» начали активно отказываться от американских IT-решений.
К сожалению, китайский опыт не указ нашему министру развития Майкрософт в России.
Бразилия
А как обстоят дела в Бразилии? Может быть, здесь мы найдем упорное преклонение перед американскими IT-корпорациями? Не надейтесь, поклонники западного софта за государственный счет, не найдем!
Еще в 2003 году Бразилия приняла политическое решение адаптировать и стимулировать использование ПО на открытом коде.
Более чем за 10 лет в Бразилии был проделан большой путь по устранению зависимости государства от иностранного ПО. Да, позиции Microsoft в этой стране еще сильны, но, учитывая тот факт, что осенью Правительство Бразилии запретило закупку продукции этой компании для государственных нужд, ситуация изменится достаточно быстро.
Более того, на прошлой неделе Бразилия заявила, что начинает прокладку собственного оптико-волоконного кабеля в Португалию, чтобы избежать использования маршрутов, подконтрольных АНБ. При общей стоимости этого проекта в 185 миллионов долларов ни один цент из этой суммы не должен оказаться в американских компаниях. Это обязательное условие, которое ставит Правительство Бразилии перед исполнителями этого контракта. В «бразильской Кремниевой долине» в пригородах Сан-Паулу – настоящий карнавал. Маленькие бразильские компании радуются, что у них появится возможность проявить себя на этом большом проекте, который даст им путевку в «высшую лигу». Если спросить у этих бразильских бизнесменов о том, нравятся ли им эти «жесткие и нерыночные» методы, к которым так плохо относится министр Никифоров, то я уверен, что бразильские айтишники попросят еще этих «жестких и нерыночных» мер стимулирования национального IT сектора.
По оценкам бразильских экспертов, политический отказ от сотрудничества с американскими компаниями в сфере государственных закупок повлечет финансовые потери для этих компании в районе 35 миллиардов долларов в ближайшие два года. Вот Вам и «мягкий характер» регулирования, господин Никифоров.
Да, государственный запрет на сотрудничество с американскими IT-компаниями дает шанс нашим разработчикам получить часть этих контрактов. Но, во-первых, что мы можем предложить реального, кроме наших разработок в сфере энергетики? И во-вторых, мне почему-то кажется, что китайцы уже положили глаз на эти деньги, и конкурировать с ними будет очень сложно.
Индия
Индия, в отличие от Китая и Бразилии, по сути, является IT-колонией для США и Великобритании. Индия – мировой центр аутсорсинга. Здесь находятся центры разработки Microsoft, Oracle, Cisco и многих других IT-гигантов.
Качество индийских программистов известно на весь мир. Да, они чуть хуже наших, но значительно дешевле. А это может означать только одно: российский IT-продукт тут никому не нужен. Квалифицированные российские специалисты могут без труда трудоустроиться в Индии и обучать местных программистов, поднимать их профессиональный уровень, чтобы в итоге создавать тот продукт, который продают Microsoft, Oracleи др. Но российские компании с российским продуктом тут никто не ждет. Что конкретно Вы имеете в виду, господин Никифоров, когда рекомендуете нашим разработчикам посмотреть в сторону Индии?
ЮАР
Вот, честно скажу: я мало что знаю про IT-рынок в ЮАР. Но я знаю, что это тоже значительный центр по аутсорсингу. Я знаю, что Южная Африка – родина самого успешного дистрибутива Линукс, и я знаю, что в Южной Африке правительство возвращает из уплаченных налогов сумму равную 150% затрат, которые несут IT-компании на развитие новых продуктов. Это действительно перспективный рынок, но на него могут выходить только реально сильные игроки, потому что ЮАР хорошо заботится о своих IT-компаниях, то есть делает то, чего не желает делать министр Никифоров.
«Я предлагаю российским разработчикам, прежде всего, сориентироваться на эту невероятную геополитическую, экономическую, экспортную возможность» – сказал министр. А я предлагаю запретить закупать за государственный счет продукты компаний, которые вводят против России санкции. Я предлагаю запретить за государственный счет закупать продукты тех компаний, которые открыто сотрудничают с АНБ. Я предлагаю убрать из государственных структур продукты компании, сотрудники которой находятся под следствием за акты коррупции в особо крупных размерах в Швейцарии, Китае, Италии, Румынии и других странах. Я говорю о компании Microsoft.
Страна не встанет, если убрать с рынка гос закупок все американское. Наоборот, это будет IT бум для России. Лет за 5 можно создать собственную IT-экосистему и мощные компании, которые и смогут предложить сильный продукт другим странам БРИКС. Именно этой помощи ждут от государства отечественные разработчики. Именно такой подход к вопросу импортозамещения предлагает наш президент.
Уважаемый Министр связи и массовых коммуникаций, у меня к Вам всего один вопрос: Министерство какой страны Вы возглавляете, когда с таким усердием защищаете американские IT-компании?
P.S. Все вышесказанное относится исключительно к государственным закупкам иностранного ПО для государственных организаций. Частные компании и обычные граждане вольны сами выбирать, какое ПО им использовать. Вот пусть на этом рынке и работают западные IT-гиганты. По крайней мере, пока.
Источник: politrussia.com