Кроме того, на Международную космическую станцию не будет доставлено больше 2 тонн грузов
Ракеты время от времени взрываются. Что у нас, что у американцев. И тут уж ничего не поделаешь: сложнейшая техника иной раз дает сбой. На этот раз не повезло довольно новому носителю - ракете Antares. Она только-только оторвалась от стартового стола, как раздался мощнейший взрыв. Уничтожен грузовой корабль Cygnus, который должен был привезти на МКС больше 2 тонн грузов, в том числе продукты, воду и оборудование для новых экспериментов. Первым делом, прочитав об этой новости, я подумал о шестерке космонавтов-астронавтов, работающих сейчас на МКС. Среди них, кстати, и наша умница и красавица Елена Серова. Но специалисты объяснили: потеря грузовика — это плохо, но не критично.
- У нас есть такое понятие - «пропущенный цикл», - говорит заместитель руководителя полета МКС Виктор Дмитриевич Благов. - Действительно, мало ли что может быть с очередным грузовиком. Поэтому на станции всегда есть запасы продовольствия, топлива и воды, позволяющих без особых проблем дождаться нового грузового корабля. Тем более, что наш-то «Прогресс» сегодня благополучно стартовал...
А вот для американской космонавтики потеря Antares может стать причиной нескольких серьезных проблем.
Первое. Ракета грохнулась практически на стартовый стол на космодроме на острове Уоллопс (штат Вирджиния). Его нужно восстанавливать — а это дело долгое.
Второе. Построила и корабль Cygnus, и ракету Antares частная компания Orbital Sciences. В прошлом году после успешного первого полета Cygnus к МКС NASA подписало с ней контракт на $1,9 млрд на восемь запусков грузовика в течение трех лет. Теперь пуски Cygnus будут отложены до выяснения причин катастрофы — а это сбой в графике доставки грузов на станцию. Правда, у НАСА есть еще грузовики Dragon, построенные компанией SpaceX. Но цикл изготовления корабля и ракеты под него — больше года.
|
И третье. В первой ступени Antares использовались... старые советские двигатели НК-33. Они были разработаны почти полвека назад советским конструктором Николаем Кузнецовым для нашей лунной программы. Но не пришлись, увы, ко двору (сама программа была закрыта). А в середине 70-х годов было решение Совета обороны СССР уже изготовленные двигатели уничтожить. Но мудрый Кузнецов его не стал выполнять, а спрятал двигатели подальше на складе.
37 двигателей, законсервированных в Самаре, и купили четыре года назад американцы. Оказалось, что эти «старички» более мощные и надежные, чем разработки современных ракетостроителей. Но проблема в том, что просто поставить советские движки на американскую ракету нельзя. Американцы заменили систему управления, используя современную электронику, подогнали топливную схему под свой керосин (двигатели эти работают на смеси кислорода и керосина). Движки даже имя после доработки получили новое — AJ-26 (AJ — Aerojet).
А вот топливные баки, всякие клапана, датчики, системы подачи топлива для них разрабатывали в украинском Днепропетровске — в КБ «Южное». Почему там? Именно на этом крупнейшем в советские годы ракетном предприятии было освоено изготовление ракет «Зенит». В некоторых документах Antares даже называют новой американско-украинской ракетой (про российские двигатели, понятно, разговора нет).
Теперь комиссии придется выяснять кто виноват в аварии — творчески доработанные американскими инженерами кузнецовские двигатели или системы, созданные днепропетровцами.
КБ "Южное" сейчас и без того переживает очень сложные времена - в основном здесь собирали ракеты "Зенит", "Циклон", "Маяк" для России (и из российских по большей части комплектующих). Эти связи разрушены. В КБ идет сокращение сотрудников. Прежде ведущее космическое предприятие Советского Союза теперь разрабатывает "ракетно-космический комплекс с артиллерийским стартом"... Это чтобы с большой высоты можно было с помощью специальной аппаратуры следить за тем, что происходит внизу, на земле. Такой заказ для "Южного" - это примерно как фабрике по изготовлению элитной мебели поручить выпускать спички.
ДВА НАИВНЫХ ВОПРОСА О ДВИГАТЕЛЯХ И РАКЕТАХ
1. Зачем мы продали американцам НК-33?
- А зачем нам старье? Мы не все двигатели со склада продали НАСА. Часть из них сейчас используется на наших ракетах «Союз-2.1». Но возобновлять выпуск кузнецовских двигателей не будут. У нас есть новые разработки — еще более мощные и надежные. Как рассказывал мне Владимир Солнцев (в недавнем прошлом генеральный директор НПО «Энергомаш», головного разработчика ракетных двигателей, а сейчас глава РКК «Энергия») на наши ракеты будет устанавливаться современный двигатель РД-193. Его мы США не продаем.
2. Почему практически в одно и то же время были запущены два грузовика к МКС?
- Действительно, принимать два корабля одновременно экипажу станции сложно. И первоначальные даты запусков «Прогресса» и Cygnus были иные, разведенные по времени. Но пуск Antares перенесли. В итоге, наш «Прогресс» должен добраться на МКС уже сегодня. А американский грузовик планировали состыковать со станцией 2 ноября. Увы, теперь не состыкуют...
Источник: КП