Аналитика
"Доброе отношение к украинскому народу должно сохраняться. Все должны понимать, что он - жертва политических авантюристов", - уверен политик
Россия и Украина: стратегия прагматизма

Какие бы политические перемены сегодня ни происходили, народы России и Украины навсегда останутся соседями — с общей историей, культурой, ментальностью и прямыми родственными связями. Наши страны в будущем будут взаимодействовать друг с другом, и для этого взаимодействия нам нужна долгосрочная стратегия.

Вряд ли сегодня имеет смысл обсуждать конкретные отраслевые проекты — на Украине идет гражданская война. Но стратегические задачи в интересах наших стран, требующих объединения наших усилий, решать можно и нужно.

Следует признать, что договор 1997 года о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной сегодня де-факто не работает. Однако нормализация наших  отношений возможна и в отсутствие какого-либо глобального правового акта. Хотя в будущем, в условиях благоприятной политической ситуации, нам нужен будет новый долгосрочный договор. А сегодня есть возможность решать целый ряд вопросов на основе точечных соглашений заинтересованных сторон. И как раз из них может со временем вырасти каркас новой, долгосрочной стратегии.  

Анализируя российско-украинские отношения за последние десятилетия, хочется подчеркнуть несколько важных моментов.

Во-первых, у России нет ни одной жизненной важной проблемы, решение которой зависит от украинских властей. Есть только задачи, которые было бы желательно решать для взаимной выгоды. Но в условиях откровенно враждебной позиции украинских властей наша страна имеет все возможности отложить их решение или найти иные варианты без ущерба собственным интересам. И мы не должны навязывать Украине дружбу и сотрудничество, убеждая в их полезности.  

Во-вторых, четверть века наша страна субсидирует экономику независимой Украины. И мы не раз имели возможность убедиться в том, что эта помощь воспринимается любой украинской властью как нечто должное и не обязывающее к ответным шагам. Эта ситуация убеждает в том, что наше дальнейшее сотрудничество должно развиваться только на основе взаимной выгоды и с заранее определенными обязательствами сторон. Основой такого сотрудничества должны стать гарантии соблюдения прав и интересов российского государства, бизнеса и граждан. 

С учетом этих соображений и нужно строить стратегию наших взаимоотношений с Украиной, а также создавать необходимые механизмы ее реализации.

Россия заинтересована в том, чтобы на Украине сложились наконец стабильные и благополучные условия для жизни. (Вспомним, что еще до гражданской войны Украина была одной из самых бедных стран Европы — беднее была только Молдова. По данным МВФ, в 2013 году ВВП Украины на душу населения составил в среднем около $3,8 тыс., что в четыре раза меньше, чем в России, и в три раза ниже среднемирового уровня). 

При этом необходимо заметить, что бедственное положение украинской экономики и крайне низкий уровень жизни — прямое следствие олигархического режима, который сложился на Украине, и превосходит всё, что было в России в «лихие девяностые». Совершенно очевидно, что в этой стране сложилась и проводится антисоциальная государственная политика: любые преобразования только ухудшают положение большинства ее граждан.

Олигархи не только контролируют экономику и СМИ, но и непосредственно реализуют военно-политическую власть, формируя свои частные армии. Надо признать, что многие из них черпали (и продолжают черпать!) свои силы в российской экономике. Необходимо самым тщательным образом пересмотреть вопросы предоставления нашего рынка украинским предпринимателям, явно путающим политику и бизнес.

Еще один важный аспект — наша заинтересованность в укреплении сил, готовых к диалогу с нашей страной. США никогда не стеснялись открыто и настойчиво поддерживать проамериканские силы во всем мире. Почему же Россия  должна стесняться помогать дружественным ей политикам и движениям на Украине? Я уж не говорю о том, что если бы такая работа планомерно велась ранее (хотя бы с начала «оранжевой революции»), нынешняя ситуация была бы иной! 

Вместе с тем нужно понимать, что ограничиваться работой только с политическим классом нельзя. Следует больше внимания уделять разъяснению позиции России и особенностей отношений между нашими странами всем гражданам Украины. Возможности для этого есть: это контакты представителей малого и среднего бизнеса, трудовая миграция, студенческий и молодежный обмен. Хочется надеяться и на независимые украинские средства массовой коммуникации, которые по мере сил продолжают свою деятельность в условиях тотального идеологического и информационного контроля.      

Что касается возможности развития наших экономических отношений, отмечу следующее. Главнейший вопрос любого экономического сотрудничества — это защита прав собственности и гарантия исполнения обязательств. В настоящий момент мы видим, что Украина не обеспечивает ни сохранность российских активов, ни оплату поставленных товаров, ни возврат займов. Здесь можно и нужно отметить враждебность украинской власти по отношению к нам, однако и нам самим необходимо более тщательно относиться к процедурам обеспечения гарантий равноправных и взаимовыгодных отношений.

В принципе, сама процедура международных гарантий и международного арбитража, которая уже применяется в ряде конкретных проектов (еврооблигации, поставки энергоносителей и др.), представляется правильным решением. Однако практика показала и ее недостатки. Это, во-первых, медлительность при рассмотрении срочных вопросов. Так, например, ЕС просит заключить временное соглашение по газу, потому что ждать решения Стокгольмского арбитража долго, а наступающая зима грозит огромными проблемами. А во-вторых, международные суды не всегда могут избежать предвзятости, как показывает решение Гаагского арбитража по делу ЮКОСа. 

Поэтому в будущих соглашениях России с Украиной необходимо прописывать конкретные механизмы международного арбитража, предусматривая его нейтральность и оперативные сроки решения дел. Суды стран ЕС и стран, входящих в НАТО, для этого явно не годятся. Возможно ориентироваться в этих вопросах на страны Азии или Латинской Америки, которые не проявили ангажированности в ситуации вокруг Украины.

Еще одно непременное условие успешного экономического сотрудничества наших стран — это обеспечение свободы информации. Как известно, она гарантируется Всеобщей декларацией прав человека, которая была принята ООН в 1948 году. Статья 19 декларации гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Сегодня право на свободу информации на Украине грубо нарушается, российские СМИ находятся под официальным запретом. В общественном сознании сформирован образ России как внешнего врага. Тотальная украинизация идет под знаменем ОУН–УПА, а государственная пропаганда возводит Бандеру и Шухевича в ранг национальных героев. Всё это позволяет говорить об очевидном росте влияния националистической идеологии в украинском государстве.

Но даже сейчас, когда уже целое поколение граждан Украины воспитано в духе недружественного отношения к России, наша страна не должна отвечать тем же. Доброе отношение к украинскому народу должно сохраняться. Все должны понимать, что он — жертва политических авантюристов, жесткую и справедливую оценку которым даст история. Думаю, что именно такой подход будет стратегически верным. Резкие заявления и действия только множат «завалы» между нашими странами, которые рано или поздно придется разгребать. Националистический угар на Украине и ненависть к России не может длиться вечно. Большинство украинцев поймут, что ими просто манипулировали, а их искреннюю любовь к родине использовали в корыстных целях. Очень хочется верить, что это прозрение наступит очень скоро.

Для меня очевидно, что будущие двусторонние российско-украинские договоренности должны включать в себя нормы прямого действия, гарантирующие свободное распространение информации обеих стран на территории друг друга. 

Безусловно, важным аспектом наших отношений является транспортная проблема. Через территорию Украины пролегают удобные транспортные маршруты, как в Евросоюз, так и в российский Крым. Это касается не только поставок газа, но и другого экспорта в страны Европы и встречного движения товаров, пролета самолетов и т.п. Перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Крымом можно, конечно, вести и по другим путям, и эти возможности уже реализуются. Но транзит через территорию Украины, несомненно, удобнее и выгоднее, как и снабжение Крыма водой и электроэнергией.

Сегодня можно четко и жестко заявить: Украина как транзитер — партнер крайне ненадежный. Поэтому для Крыма, например, выбран вариант «подключения» полуострова к материковой России. Однако в стратегическом плане транзитный потенциал украинской территории для России представляет большой интерес. 

Вопросы торговых отношений с Украиной сложно прогнозировать на  перспективу, потому что ее курс на интеграцию с Евросоюзом — это кот в мешке. Об этом уже много сказано, повторяться не буду. Но даже если предположить, что Украина будет вести свободную торговлю с ЕС, то торговля России и Таможенного союза с Украиной должна вестись на  условиях не менее выгодных, чем с ЕС. Это очевидно, как аксиома, не требующая доказательств. 

Однако сегодня с высокой долей вероятности можно предположить, что украинская политика евроинтеграции полностью провалится. Евросоюз сегодня не может решить экономические проблемы даже своих членов, гораздо более благополучных, чем Украина, таких, например, как Болгария и Румыния. Вряд ли он сможет (и захочет) тратить огромные деньги на обеспечение экономического подъема Украины.

Сегодня многих граждан Украины отличают явно завышенные ожидания в отношении евроинтеграции. Мой прогноз: через несколько лет маятник качнется в обратную сторону, и либо вся Украина, либо отдельные ее части будут искать пути тесного экономического сотрудничества с Россией. Поэтому сегодня очень важно принимать такие  решения, которые в будущем не закроют для нее путь к этому  сближению.

Разумеется, не может быть и речи о зависимости России от поставок с Украины. Всё, что способна предложить Украина, Россия может либо произвести сама, либо купить у других производителей. Однако взаимная выгода от международной специализации и кооперации на исторических примерах доказана давно. 

Сотрудничество с ближайшим соседом всегда выгодно, особенно когда с ним сохраняются производственные и торговые связи, сформировавшиеся веками в едином государстве. Для Украины же партнерство с Россией будет способствовать стабилизации экономики и социальной сферы — приоритетных на сегодняшний день задач.

Я уже сказал о том, что пока нет возможности рассматривать конкретные совместные проекты. Но Россия уже сегодня должна быть готова поддержать разумные инициативы украинской стороны по развитию нашего сотрудничества, исходя из собственных долгосрочных интересов и принципа взаимной выгоды.

У России, безусловно, есть четкое и ясное понимание целей и направлений собственного развития. Как один из наиболее крупных игроков на международной арене, наша страна будет последовательно и жестко отстаивать свои интересы в политической и экономической областях, сфере обороны и безопасности. Политика, построенная именно на таких принципах прагматизма и рациональности, определяет сегодня межгосударственные отношения во всем мире. И Россия не должна быть исключением. Однако при выстраивании стратегических отношений с Украиной для нас крайне важны идеологические и моральные соображения, историческая связанность наших народов, многовековой опыт совместного проживания. Поэтому на украинском направлении Россия должна уже сейчас начинать конструктивную работу по воссозданию основ продуктивных отношений между нашими странами.

Думаю, что только взвешенный взаимовыгодный прагматизм на четкой правовой основе может стать стержнем нашего дальнейшего сотрудничества.

Источник: Известия

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.12: 4 822 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также