Западная пресса продолжает обсуждать предполагаемые несанкционированные записи разговоров польских политиков, которые предает огласке польский журнал Wprost. Кому выгоден этот "слив"? Как относиться к гипотезам, что к скандалу причастна Россия?
"Загадочный заговор, подтачивающий силы Польши" - так озаглавлена статья в The Financial Times. По мнению журналиста Тони Барбера, это "один из худших скандалов в истории заново рожденного польского государства".
Фигуранты этой истории - люди, которые последние семь лет укрепили репутацию Польши как политически зрелой страны, ответственно управляющей экономикой и верной своим международным альянсам. Это премьер Дональд Туск, председатель ЦБ Марек Белка, экс-министр финансов Яцек Ростовский и министр иностранных дел Радослав Сикорский.
Огласка их бесед, записанных тайно, ослабила правительство, могут понадобиться крупные кадровые перестановки или даже досрочные выборы, считает автор.
Кто заказал прослушки? Кто передал записи журналу Wprost? Кто надеется выиграть от этого скандала? Некоторые поляки заподозрили "руку Москвы".
"Прекрасный образчик того, как Россия сеет раздоры в западных правительствах и между ними, появился в феврале", - пишет автор, напоминая о "сливе" аудиозаписи Виктории Нуланд, замгоссекретаря США.
К тому же в Москве негативно отнеслись к тому, что Польша поддержала восстание, в результате которого был свергнут Янукович. Обнародование высказываний Сикорского может ослабить его шансы стать новым верховным комиссаром ЕС по внешней политике, считает автор.
Чем острее борьба России с Западом за Украину, тем больше Россия дает понять США и ЕС, что до сих пор имеет политическое влияние в бывших сателлитах СССР.
И все же обвинения в отношении России далеко не доказаны, продолжает автор: прямых улик, свидетельствующих о причастности Москвы, нет. В редакции Wprost говорят, что записи поступили от бизнесмена, не связанного с иностранными державами. Ставить "жучки" в ресторанах и отправлять записи в популярный журнал - "не совсем в стиле КГБ", полагает журналист.
Автора смущает и момент, выбранный для публикации: "Если Кремль хотел дискредитировать польскую дипломатию на Украине, естественнее было бы сделать это между ноябрем прошлого года и мартом".
Если не Россия, то кто? В понедельник Туск сказал, что слежкой занималась некая "преступная" группа либо по мотивам "недоброжелательности, наивности, алчности", либо "на службе политических интересов". По мнению автора статьи, это намек на внутриполитических соперников и их сообщников. Возможно, это активисты и сотрудники спецслужб, связанные с оппозиционной партией "Право и справедливость", предполагает автор.
"За прослушкой Сикорского стоит Москва?" - вопрошает в заголовке статьи, опубликованной в блоге The Financial Times, обозреватель Гидеон Рахман.
У кого есть ресурсы и опыт, чтобы умело прослушивать несколько варшавских ресторанов в течение года, а также мотивы для публикации записей? "Очевидный ответ, основанный исключительно на косвенных уликах: "У российской разведки"", - пишет автор.
В опубликованных выдержках из бесед Сикорский выражается непристойно и недипломатично. Так что публикация этих высказываний наносит вред Польше и самому Сикорскому.
Обозреватель напоминает о "сливе" разговора Нуланд. "Теперь Сикорского ставят в неудобное положение очень похожим образом. Совсем как Нуланд, его застукали, когда он в частном разговоре нецензурно ругал союзника", - говорится в статье.
В истории с Нуланд почти не было сомнений, что за утечкой стояли российские разведслужбы, добавляет автор.
"Для русских и Нуланд, и Сикорский - соблазнительные мишени, так как они играли заметную роль в призывах к жесткой реакции Запада на действия России на Украине", - пишет автор. Рахман также уверен, что "слив" высказываний Сикорского произошел в момент, выгодный России, - накануне саммита ЕС, где, возможно, будет решено, кто станет следующим верховным комиссаром по внешней политике.
"Варшавгейт" сотрясает Польшу" - отмечает в заголовке статьи для Daily Beast экс-глава корпунктов Newsweek в Варшаве, Москве и Берлине Эндрю Нагорски. После публикации в Wprost польское правительство оказалось в осаде, польско-американские отношения сильно пострадали, а вся Польша гудит от конспирогических теорий.
По мнению автора, наибольший скандал разразился вокруг Сикорского. Правда, записи были сделаны до того, как присоединение Крыма к России стало толчком к возобновлению сотрудничества с США. "Но это не делает тон высказываний Сикорского хоть каплю менее смутьянским", - пишет автор. Сикорский якобы сказал, что польско-американские отношения "ничего не стоят", а поляков назвал "простаками" за то, что они жаждут угодить американцам.
Автор комментирует: "До украинского кризиса Сикорский и другие явно были раздосадованы кажущимся безразличием администрации Обамы к их части света, которое знаменовал "разворот" Вашингтона к Азии, и все больше сомневались в ценности американских гарантий безопасности в момент, когда влияние Вашингтона, казалось, шло на убыль".
Правда, когда на Украине обострилась напряженность, Варшава и Вашингтон, похоже, вернулись к тесному сотрудничеству. "Официальные лица Польши и США поспешили заверить, что "слив" записей реплик Сикорского не изменил эти фундаментальные основы. Но стиль беседы он все же изменил полностью", - пишет автор. Президент Польши Коморовский заявил: прослушки свидетельствуют, что кто-то стремится к "настоящей дестабилизации государства".
Звучат предположения, что за этими усилиями стоят либо бизнес, либо иностранные спецслужбы, вероятнее всего российские.
"Другие остерегают от поспешных выводов, но отмечают, что польская пресса, ранее беспрерывно освещавшая украинский кризис, теперь почти целиком сосредоточилась на "Варшавгейте", - пишет автор.
Что дальше? По оценкам автора, партия Туска, возможно, сумеет удержаться у власти, так как основная оппозиционная сила - "Право и справедливость" - все еще слаба. Но Сикорский борется за свое политическое выживание и вряд ли имеет шансы занять важный пост в ЕС.
"Варшавгейт" продемонстрировал, что сугубо частных разговоров больше не существует, заключает автор.
Источник: inopressa