Отметим, что в небе над Россией давно летают пассажирские лайнеры зарубежных корпораций, таких как Boeing, глава которой ныне поддался антироссийскому настроению западного мира. Увы, но противопоставить "Боингам" нам пока нечего. Авиапром России за многие годы выпустил лишь региональный Superjet, который, однако, открыл нам путь на один очень хороший рынок…
Сегодня российская действительность пронизана ощущением, что наконец-то в нашу сторону подул тот самый долгожданный для многих ветер перемен. В настоящее время, когда вкусовые привязанности российского руководства меняются, когда появилось осознание, что курс развития страны, взятый на Запад в начале 90-х годов прошлого века, загнал Россию в тупик, и курс меняется на наших глазах, у россиян появилась надежда, что механизм производства в РФ, наконец, заработает. Именно сейчас, когда его стрелка остановилась на нуле, а к нулевому производству мы пришли еще в конце 2013 года, от руководства страны и его приближенных ждут волевых, трезвых решений. Одним из таких решений должно стать восстановление собственной авиационной промышленности.
Да, надо отдать должное всем, кто имел отношение к российскому авиастроению, что на него не махнули рукой окончательно, когда в новоиспеченную российскую действительность ворвалась рыночная экономика со всеми "Боингами", "Эйрбасами", дешевыми лизингами и так далее. Да и поначалу проблемой это не казалось, поскольку авиакомпании не бросились с голодными глазами на зарубежный продукт, ибо свой (точнее, советский) имелся, был не изношен, вполне хорошо летал. Но он оказался не вечен. И по мере износа советских самолетов появилась брешь в сегменте ближнемагистральных турбореактивных самолетов, рассчитанных на 100 пассажиров, которые иностранные корпорации почему-то не выпускали. Собственно, поэтому в начале нового века вопрос о разработке пассажирского судна этого сегмента в России был поставлен довольно остро.
Не будем вспоминать о том, как и почему в конкурсе на создание регионального самолета победила компания "Гражданские самолеты Сухого" с Михаилом Погосяном во главе. Не будем вспоминать все те махровые претензии, которыми обрастал проект самолета Superjet Sukhoi с самого начала и обрастает по сей день. Факт в том, что воздушное судно есть. Оно летает и даже продается за рубеж, например, в Лаос, Индонезию и пр. Суднами Superjet закупился "Аэрофлот", "Трансаэро" и другие авиакомпании по всей России. А в марте 2014 года появилась информация о том, что целых сто единиц продукции ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" готовы закупить китайцы. Общая сумма покупки составит 3,54 миллиардов долларов и соглашение с китайской частной компанией O-bay Aircraft Company было подписано еще 22 марта.
Но этот меморандум — соринка в океане российско-китайского сотрудничества в области самолетостроения. Как стало известно еще в начале весны, "Гражданские самолеты Сухого" и пул компаний Китая подписали меморандум об организации сборочного производства самолетов SSJ-100 на территории Поднебесной. А буквально вчера, во время официального визита российского президента Владимира Путина в Китай, произошло еще одно знаковое событие — между Объединенной авиастроительной корпорацией, во главе которой стоит все тот же Погосян, и китайской компанией СОМАС было подписано соглашение о разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, которая должна начаться в ближайшее время. Главная задача этого проекта — подвинуть на рынке лайнеров двух титанов, американскую корпорацию Boeing и европейскую Airbus. Pravda. Ru поинтересовалась у экспертов, станет ли этот совместный проект прорывом на рынке пассажирских авиалайнеров и что еще даст России и Китаю сотрудничество в этой сфере?
"Это вдохнет жизнь в авиапром, за этим рабочие места, за этим и экономика отрасли может ожить, тут и кадры потребуются и так далее, — поделился своим мнением эксперт Международной организации гражданской авиации ИКАО, эксперт комитета по транспорту ГД, профессор Виталий Бордунов. — Во-вторых, появление такого самолета позволит гегемонию Airbus и Boeing на мировом рынке такой техники переломить. Ну, а для нас, потребителей услуг авиакомпаний, поступление такой модели в перспективе означает, что техника будет дешевле, и для перевозчика, который берет в лизинг и собственность, это очень важно. Потому что чем ниже цена по сравнению с Boeing и Airbus, тем меньше потребуется ее оправдывать. А оправдывают всегда за счет нас с вами, за счет нашего кармана. Это позитивный шаг, который откроет для нас и азиатский рынок, который сейчас закрыт".
В свою очередь, председатель совета директоров ГК "Русская инженерная компания", один из разработчиков самолета ТУ-204 Сергей Исаков рассказал Pravda.Ru о реализации, какого проекта условились Россия и Китай, и о трудностях при работе в данном направлении.
"Проект, который предложен, — это, собственно, модификация самолета Ил-96. Я думаю, что он не совсем соответствует сегодняшнему дню. Это хороший проект, но ему уже много лет, больше 20. Если он пойдет, то тоже ничего, но это не прорывной проект. Я думаю, что в процессе дальнейших переговоров нарисуются другие проекты (там есть еще), которые могут быть прорывными. Ил-96, на котором хотят сменить двигатели и авионику, это хороший добротный самолет, он отвечал требованиям вчерашнего дня и соответствует сегодняшнему дню, но не завтрашнему точно, — заметил Сергей Исаков, в то же время подчеркнув важность сближения двух стран именно в этом сегменте. — Сотрудничество должно быть, потому что Китай очень хочет стать авиапроизводящей державой, авиапромышленность хочет создавать, он стремится к этому и мы должны стать его первым партнером в этой области. Это что касается фронтовой авиации, в части военной у нас есть, что ему предложить, и в части региональных самолетов тоже, а в широкофюзеляжных — только тот проект, который сегодня предложен минпромом. Я не думаю, что он пойдет".
По словам эксперта, главная проблема заключается в отсутствии двигателей необходимой тяги, которые позволили бы модифицировать Ил-96 из самолета с четырьмя двигателями в самолет с двумя. Такой двигатель существует только у американцев, но они, очевидно, не пожелают продавать его китайцам и русским, решившим вдруг собрать конкурента "Боингам". Однако у российских авиастроителей, как подчеркнул Сергей Исаев, есть абсолютно новые разработки, которые позволят миновать эту проблему.
"Нам сотрудничество с Китаем очень важно. Китай сегодня самый быстроразвивающийся рынок. Что для самолета самое главное? Это не то, что его сделать, самое главное — куда его продать, а рынок авиаперевозок в Китае он быстрорастущий. Он один из самых больших, второй или третий после Штатов. Я не знаю, Европа превосходит по объему перевозок Китай или нет, но даже если Китай третий по объему перевозок рынок, то самолетов туда нужно много. Суперхорошие они будут или средние — это все равно окупается, это очень важно. Но у нас есть прорывные проекты, и я все-таки считаю, что Россия предложит Китай такой проект", — подводит итог Сергей Исаков, заключая, что наши мозги и технологии плюс китайские инвестиции и рынок в совокупности сделают прорыв на рынке авиастроения.
Источник: pravda.ru