Пиратство остается основной проблемой для судов, проходящих через Африканский Рог, полуостров на востоке континента, хотя количество инцидентов резко упало с 2011 года, когда началась регулярное патрулирование опасных вод силами ВМФ нескольких стран мира.
Сомалийские пираты и их коллеги с Африканского Рога получили за последние семь лет около $400 миллионов за счет финансирования рабства, торговли оружием, наркотиками и легализацию этих средств через бизнес-инвестиции, говорится в докладе Управления ООН по наркотикам и преступности и Всемирного банка по пиратству в Джибути, Эфиопии, Кении, Сейшельских Островах и Сомали.
Документ основан на интервью с учреждениями по борьбе с преступностью, бывшими пиратами, чиновниками, банкирами и анализе инвестиций, сделанных несколькими десятками пиратских финансистов.
Сколько стоит пиратство
- По оценкам Всемирного банка пиратство обходится мировой экономике в $18 млрд. в год с постоянно увеличивающимися торговыми издержками.
- Для местной экономики это путь в пропасть, так как пиратство в Восточной Африке привело к падению доходов от туризма и рыбалки. Денежные переводы снизились с тех пор, как банки отказались проводить эти операции.
- Финансирование пиратских экспедиций остается весьма доступным занятием: самые простые стоят несколько сотен долларов, а большие экспедиции с участием нескольких судов могут стоить до $30 тысяч и требуют профессионального финансирования. Оно приходит через бывших полицейских и военных или государственных служащих, торговцев катом, рыбаков и бывших пиратов.
- Типичная пиратская операция имеет от трех до пяти инвесторов. Некоторые из них предоставляют кредиты другим. Некоторые финансисты, особенно в сомалийской диаспоре, имеют мало наличности внутри Сомали, но владеют значительными финансовыми ресурсами за рубежом и пользуются отмыванием денег, чтобы отправить средства в Сомали.
- Во время операции пираты развязно и неистово тратят деньги. Процентные ставки по займам высоки, рыночная цена на кат на корабле втрое выше, что поднимает цены на побережье. "С пиратством все стало дороже", - жалуется рыбак, ставший пиратом.
- Некоторые местные жители (в том числе бывшие пираты) предлагают сегодня свои услуги потенциальным и фактическим жертвам пиратства, например, в качестве консультантов и переговорщиков. Некоторые из этих "компаний" открыто рекламируют свои услуги.
Кто такие пираты
- Пират-пехотинец, который делает всю грязную работу на судах, как правило, получает от $30 до $75 тысяч с корабля и бонус в размере до $10 тысяч, если он принес с собой свое оружие или лестницу, это примерно 0,01% - 0,025% от размера среднего выкупа. Средний выкуп составляет $2,7 млн.
- Пираты-финансисты находятся в центре сети пиратства, они "денежные воры в законе", инвесторы и бенефициары пиратства. В среднем они забирают от 30% до 50% от общего выкупа.
- Бандиты постоянно жуют наркотик - кат, и простым пиратам часто предоставляется натуральный кредит катом во время операции.
- Другие вычеты включают еду и штрафы за плохое поведение, например, плохое обращение с экипажем, что часто влечет за собой штраф в $5 тысяч и увольнение. Это многовековая традиция восходит к Джону Филлипсу, пирату XVIII века, который считал, что изнасилование пленной женщины должно караться смертью.
Как отмывают пиратские деньги
- Для отмывания денег пираты ищут законного сомалийского импортера, готового использовать иностранные деньги финансиста и оплатить их поставки , а также возместить возврат наличных.
- Этот же прием иногда используется, чтобы передать выкуп из Сомали. Денежные средства перевозят контрабандой через границы региона или передают через посредников.
- Всемирный банк считает, что Джибути, Кения и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ ) стали основными пунктами транзита и конечными пунктами назначения большей части награбленного.
- Исследователи пришли к выводу, что выкуп за судно "Помпеи", захваченное в 2012 году, был переправлен в Джибути, а затем в банки в Дубае.
Куда уходят их деньги
- Часть денежных потоков от выкупа оседает в местных общинах, которые предоставляют услуги пиратов.
- Платежи также идут поварам, сутенерам и адвокатам, на покупку машины по проверке и счету купюр, военным, управляющим портами.
- По одному из договоров в Харадхире, порту к северу от Могадишо, столицы Сомали, пираты отдают 20% награбленного "Шабабу", исламистской повстанческой группировке, связанной с Аль-Каидой.
- Некоторые из них также финансируют религиозных экстремистов, например, Киисе Йилак - один из самых активных пиратских лидеров - командует командой до 70 человек и связан с Харакатом аш-Шабаб и Аль-Каидой.