Волна "наездов" на Ливанова, несравнимая с обычным давлением на предыдущих министров образования, объясняется тем, что при нём Минобрнауки начал масштабное очищение и сокращение раздутого штата так называемых работников науки и образования, которые за последние 20 лет превратили и то и другое не просто в бизнес, а в спекулятивный чёрный рынок. Именно те, кто своей жадностью убивал науку и образование, являются инициаторами той истерии, которая обрушилась на министра обрнауки, возглавившего министерство всего год назад. Непомерный рост количества частных лавочек под названием вузы, раздутие их штатов и доцентов-кандидатов, сотни тысяч бездельников и бездарей с корочками о высшем образовании каждый год - всё это низвело науку до уровня вонючего базара.
И никто тогда, в самый разгар построения коррупционной системы образования, не истерил и не обвинял во всех смертных министерство и власть. Сейчас даже и не вспомнит никто тогдашнего министра образования, который сидел тихо-спокойно в своём кресле с 1992 аж по 1996 год, и в ус не дул. А звали его, между прочим, Борис Салтыков. Много ли мы знаем о его деятельности? Нет. Но знаем, к примеру, что он является членом исполкома Фонда Сороса. Премилый, видимо, был министр. Не чета нынешним.
На самом деле, Ливанов, как в армии Сердюков, технический министр, призванный запустить ранее запланированные руководством страны процессы - очищение академии наук, сокращение вузов и их штатов, унификация учебных пособий и пр. - и уйти с должности, приняв на себя все шишки. Впрочем, даже если Ливанова снимут, этим займётся любой другой министр. Поскольку таковы стратегические планы руководства. Более терпеть того безобразия, которое творилось все эти годы в науке и образовании, невозможно. И уж тем более нельзя проводить модернизацию, когда у тебя в вузах шатаются бездельники, а корочки им выписывают люди, награждающие друг друга профессорскими званиями по блату.
Да, процесс сжатия после безразмерного раздутия, всегда болезненный и тяжёлый. Люди, даже уволенные справедливо, никогда в этом не признаются. Студент, не поступивший в вуз по объективным причинам, всегда будет уверен, что он умён, а несправедлива система. Не исключено, что во время этого процесса и на самом деле произойдёт много несправедливостей и перегибов. Без этого никак, особенно с учётом того уровня кадров и системы госуправления, которые достались стране. Однако процесс неизбежен, запущен и будет завершён. И дело не в Ливанове - будь он хоть святым, его обливали грязью с не меньшим остервенением. Те, кто на него спускает собак, прекрасно это понимают, но вынуждены ругаться в бессильной злобе. Потому что прямо на их глазах исчезает кормушка с десятками миллионами рублей - та самая, о которой замечательно рассказано в документальном фильме "На дне знаний" (1,2).
Мы действительно находимся на самом "дне" знаний, дальше некуда. Людей настолько приучили к неправильным ориентирам, что родители по-прежнему предпочитают "засовывать" своих детей в юристы, экономисты, журналисты и менеджеры, не обращая внимания на чрезмерное перенасыщение рынка этими кадрами, в то время как на производстве не хватает качественных исполнителей, которым готовы платить приличные деньги. Сами подростки уж тем паче падки на инерционную моду и готовы просиживать штаны в офисе ради грошей, лишь бы не становиться сварщиком и не стоять у станка.
Если "дно знаний" не зачистить сверху, то сами люди, к сожалению, не одумаются. Слишком инертны. Но как только граждане поймут, что лавочка прикрыта и деваться некуда, то сразу обратят свои взоры на профтехучилища и профессии, связанные с реальным производством. В сочетании с публичной сменой ориентиров государства от спекуляции к труду (о чём говорит хотя бы возвращение звание "Героя труда") это даст необходимый эффект. Пусть не сразу, пусть с издержками и недочётами, но процесс очищения "дна" нам необходим как воздух. Иначе задохнёмся в обилии вузов, студентов, высококвалифицированных неучей и доцентов с кандидатами.
Источник: russkiy-malchik.livejournal.com