Аналитика

В Европе, в том числе и в Латвии, усиливается неприязнь по отношению к президенту России Владимиру Путину. Эта неприязнь вытекает из растущих разногласий между путинской Россией и Западом. К тому же, это не разногласия о путях решения или деталях каких-то отдельных проблем, а разногласия по фундаментальным вопросам развития человечества.

Путин открыто ставит под сомнение прежнюю аксиому о том, что Запад - это конечный ориентир, к которому весь остальной мир безоговорочно должен стремиться и стараться быть похожим на него. То, что Запад несколько веков был путеводителем мировой цивилизации, еще не означает, что так будет и впредь. Риторика Путина последнего времени свидетельствует о фундаментально новой стратегической линии. Она свидетельствует о растущей убежденности Путина в том, что высшая точка расцвета Запада уже достигнута, и сейчас Запад начал путь вниз по ступенькам истории. В этой связи эта теряющая силу идеология уже не имеет смысла в долгосрочной перспективе.

Такая убежденность была у Путина не всегда. В 2001 году, когда Путин еще только пытался вжиться в роль хозяина Кремля, он в германском Бундестаге уверенно говорил о европейском выборе России. Во время первого срока правления Путина было модно в качестве позитивного примера упоминать российского царя Петра Первого, который, основав в свое время Санкт-Петербург, введя европейский стиль одежды и заставив бояр сбрить бороды, прорубил окно в Европу. Сейчас в России Петра Первого уже особо не выделяют и не о каком европейском выборе не говорят. Сейчас там приняты законы о регистрации «иностранных агентов». А именно: все так называемые неправительственные организации, которые получают финансирование из-за рубежа, должны зарегистрироваться как иностранные агенты.

Правда, легко хулить западные образцы и говорить о закате западной цивилизации, намного сложнее предложить вместо нее что-то более привлекательное. В этом вопросе Путин сталкивается с большими проблемами. Ему успешно удалось посеять в русском народе семя сомнения в так называемых западных ценностях, но создать свои убедительные ценности так и не удалось. Попытки сделать акцент на Русскую православную церковь и то, что сам Путин демонстративно крестится в святых местах, вряд ли может принести успех на долгосрочную перспективу. Хотя опросы показывают, что отношение русских к церкви в целом позитивное, в действительности религиозность народа относительно низка. Во всяком случае, намного ниже, чем в религиозно развитой стране - США. Попытки прославления дореволюционной царской России свидетельствуют об усилиях по созданию какой-то новой идеологической доктрины, в которой были бы объединены идеалы христианства, социализма и свободного рынка при отказе от некоторых, наиболее спорных западных либеральных ценностей.

Россия в своей новой убежденности не одинока. Аналогичную позицию демонстрирует также Китай, однако речи руководителей этого государства о своем пути не так сильно раздражают Запад, потому Китай - своеобразная страна, которая, в отличие от России, никогда не претендовала на принадлежность к Европе или к Западу. Китай в восприятии Запада является другой цивилизацией. Ее своеобразие - по меньшей мере, пока - не ставит под угрозу непоколебимую уверенность Запада в правильности выбранного курса даже с учетом того, что беспрецедентно стремительное экономическое развитие Китая опровергает прежние догмы о нераздельности демократии и экономического роста. С Россией все обстоит иначе. Западные СМИ, несмотря на экономические показатели России, о которых Запад может только мечтать, упорно рисуют экономическую ситуацию в России в темных тонах. Эффективность системы Путина может создать серьезную угрозу для эксклюзивности Запада в манере поучать других.

После поражения СССР в холодной войне и широкого открытия дверей для западных товаров и идей казалось, что настал конец истории, о котором американский политолог Фрэнсис Фукуяма даже написал книгу под таким же названием. Сейчас видим, что эта мысль об окончательной и необратимой победе западной идеологии была такой же наивной, как детский восторг Иветы Кажоки (латвийская политолог, исследователь центра Providus – прим. переводчика) по поводу последних выборов в Сейм, когда она сказала, что, наконец, сможет спать спокойно. История никогда не останавливается, не кончается, и титул мирового лидера никому не дан не вечные времена. Борьба различных взглядов и образов жизни (цивилизаций) за лидерство продолжится и в XXI веке.

Оригинал публикации: Rietumu redzējums
Опубликовано: 07/01/2013 18:45

Источник: Иносми

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также