Корабль, получивший имя в честь выдающегося исследователя Арктики, был заложен в апреле 2017 года на судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" (входят в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) в Санкт-Петербурге. Министерство обороны РФ заключило с корабелами контракт на строительство двух таких кораблей.
На защите Арктики
В советский период в Арктике, граничащей с США (главным потенциальным противником СССР), были развернуты средства противовоздушной обороны (ПВО), оборудованы аэродромы, а на Чукотке была размещена 14-я десантная армия Дальневосточного военного округа. В 1990-е военные объекты пришли в упадок, большинство было заброшено. Сегодня Россия ведет работы по возобновлению постоянного военного присутствия в важном для страны регионе. На острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа была построена база "Арктический трилистник", на острове Котельный — база "Северный клевер". На них расположены радиолокационные станции, комплексы ПВО, базируются береговые ракетные комплексы. В 2014 году для защиты национальных интересов России в Арктической зоне на базе Северного флота Военно-морского флота РФ было создано объединенное стратегическое командование "Север".
Расширяет свое присутствие в Арктике и НАТО. В состав Североатлантического блока вошли Швеция и Финляндия, что, по мнению специалистов, усилит напряженность в регионе, негативно скажется на доверии и безопасности в Арктике. Западные страны ведут создание так называемого военного Шенгена, исключая юридические и бюрократические препятствия для развертывания войск на территории скандинавских стран. В начале текущего года страны альянса провели в Норвегии учения Nordic Response 2024. В них были задействованы около 50 надводных и подводных боевых кораблей, более 110 единиц авиатехники, включая малозаметные истребители F-35, более 20 тыс. военнослужащих из 13 стран НАТО. Министр обороны Германии Борис Писториус назвал их крупнейшими и наиболее важными учениями НАТО за последние 40 лет.
Тем не менее эксперты обращают внимание и на слабые стороны Североатлантического блока в Арктике. "У России сегодня есть порядка 40 ледоколов, а у США в распоряжении всего три, причем функционирует из них только один, — напомнил Александр Степанов, программный директор Академии политических наук. — И в этом вопросе с точки зрения разработок США отстали от России на десятилетия. Это является существенным минусом с точки зрения сопровождения любых операций и миссий в Арктическом регионе и в принципе какой-либо активности, в том числе хозяйственно-экономической, по разработке ресурсной базы". Поэтому, по его мнению, США с союзниками делают ставку на военно-воздушный компонент для возможности нанесения ударов по военным объектам и вскрытия позиций ПВО.
Стражи высоких широт
Планируется, что "Иван Папанин", начавший ходовые испытания, войдет в состав Северного флота и станет охранять интересы России в Арктике. История "Адмиралтейских верфей", где он был построен, насчитывает свыше трех веков. За это время со стапелей верфи сошло более 3 тыс. кораблей, включая легендарный крейсер "Аврора", первый в мире атомный ледокол "Ленин", глубоководные аппараты, свыше 300 подлодок.
Проект 23550 (шифр "Арктика"), по которому построен "боевой ледокол", разработан Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз" (ЦМКБ "Алмаз", в составе ОСК). Согласно описанию проекта, корабль будет сочетать в себе свойства ледокола, буксира и патрульного корабля. "Иван Папанин" сможет вести охрану и мониторинг водных ресурсов на арктических широтах, конвоировать и буксировать в порт задержанные суда, сопровождать суда обеспечения. Помимо этого, перспективная новинка сможет перевозить специальные грузы и участвовать в спасательных операциях.
По данным ТАСС-Досье, кораблю не страшен лед максимальной толщиной 1,7 м (1 м — непрерывным ходом). "Иван Папанин" имеет полное водоизмещение порядка 9 тыс. т, длину — 114 м, ширину — 20 м, может развивать скорость в 18 узлов (33 км/ч). Его основной экипаж — 49 человек, дополнительный — 47. Корабль способен автономно (по запасам воды и провизии) выполнять задачи около 70 суток, дальность плавания составляет 10 тыс. морских миль (более 18 тыс. км).
Вооружение, которое предполагается разместить на "боевом ледоколе", позволит ему наносить удары по морским и береговым целям, отражать нападение с воздуха. Ствольная артиллерия представлена артиллерийской установкой АК-176МА калибра 76 мм. Вариант, предлагаемый "Рособоронэкспортом", имеет дальность стрельбы 15,7 км. Кроме осколочно-фугасных снарядов с ударным взрывателем, орудие может быстро перейти на стрельбу по воздушным целям зенитными снарядами с радиовзрывателем, посылая их на высоту 11,6 км. Скорострельность артустановки — около 125 выстрелов в минуту.
Главной ударной силой "Ивана Папанина" могут стать крылатые ракеты "Калибр-К", размещенные в контейнерных установках, а также противокорабельные ракеты "Уран". На корабле предусмотрена вертолетная площадка и ангар для вертолета и беспилотных летательных аппаратов. Предполагается, что новый патрульный корабль ледового класса сможет нести на борту два скоростных боевых катера типа "Раптор".
Ведется строительство второго корабля этого типа — "Николай Зубов". Он был заложен на "Адмиралтейских верфях" в ноябре 2019 года. Корабль получил имя в честь контр-адмирала Николая Зубова, выдающегося советского океанолога и полярного исследователя. В церемонии закладки принял участие Владимир Путин.
Осенью 2022 года был спущен на воду корабль "Пурга" проекта 23550 (шифр "Ермак"), построенный на Выборгском судостроительном заводе (входит в ОСК). Он предназначен для береговой охраны, нужд Пограничной службы ФСБ России, сможет патрулировать водные рубежи страны, осуществлять досмотр морского транспорта, грузов, проводить поисково-спасательные работы.
В 2017 году в состав Северного флота ВМФ РФ вошел дизель-электрический ледокол проекта 21180 "Илья Муромец" постройки "Адмиралтейских верфей". В первом полугодии текущего года ожидается принятие в состав ВМФ ледокола "облегченного" проекта 21180М, который проходит госиспытания. Принято решение о строительстве третьего ледокола. Корабли этого класса предназначены для ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота, проводки кораблей и судов, снабжения береговых и островных баз.
"В Арктике задача одна — обеспечение безопасности нашего государства, — заявил журналистам главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Александр Моисеев на Международном военно-морском салоне "Флот-2024". — Это 20 тыс. км наших границ. Кардинальных изменений не произойдет. Практика решения задач ВМФ РФ в данных районах была, есть и будет. Конечно, стоит задача дальнейшего расширения наших возможностей". Главком ВМФ РФ добавил, что среди задач — создание систем противовоздушной обороны, а также береговых комплексов.
Виктор Бодров
Источник: tass.ru