Железнодорожные войска находятся как будто в тени других структур Министерства обороны. Однако важность их работы не стоит недооценивать. В 2015 году, к примеру, военные железнодорожники строили ветку в обход Украины. О том, какой опыт это дало, о ходе работ по реконструкции БАМа, о новых технических разработках военных ученых и планах по использованию роботов в интервью «Известиям» рассказал начальник Главного управления железнодорожных войск Минобороны генерал-лейтенант Олег Косенков.
— Надо признать, что широкая публика мало знает о специфике деятельности железнодорожных войск. Для чего они предназначены и какие задачи выполняют?
— Железнодорожные войска — это специальные войска, предназначенные для восстановления, заграждения, разминирования, технического прикрытия, строительства железных дорог, повышения их живучести и пропускной способности, устройства обходов железнодорожных мостов, узлов, наведения и эксплуатации наплавных железнодорожных мостов в целях обеспечения деятельности Вооруженных сил страны.
— В последние годы армия прошла через серьезное реформирование. Оно затронуло железнодорожные войска?
— С назначением на должность министра обороны генерала армии Сергея Шойгу организационное строительство железнодорожных войск поменяло вектор своей направленности от массового, можно сказать повального, сокращения к формированию и оптимизации.
Были сформированы 13 центров обеспечения мобилизационного развертывания. Их основные задачи — накапливать, содержать и освежать вооружения, военную и специальную технику и другие материальные средства, содержать базы мобилизационного развертывания, а также готовить администрации пунктов приема мобилизационных ресурсов к проведению первоочередных мероприятий.
В этот же период сформированы четыре базы строительных материалов.
Наиболее значимые мероприятия организационного строительства были проведены в 2015 году. В результате отдельные железнодорожные бригады (это основная единица железнодорожных войск) вернули себе статус соединения, получив в свой состав отдельные воинские части. Таким образом, в составе ЖДВ появилось 10 соединений, состоящих из 58 отдельных воинских частей постоянной готовности.
В рамках проводимой в Министерстве обороны работы по возрождению научно-технического потенциала Вооруженных сил к концу 2015 года был создан научно-технический комитет железнодорожных войск. Позднее был сформирован научно-исследовательский испытательный центр железнодорожных войск.
— В 2015 году военные железнодорожники строили участок Журавка–Миллерово на юго-западе России. Какой опыт они получили в ходе строительства?
— Президент поставил задачу Министерству обороны построить железнодорожный участок в обход Украины. К строительству этой двухпутной электрифицированной железной дороги на участках Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог были привлечены подразделения железнодорожных войск Южного, Западного и Центрального военных округов. Состав группировки насчитывал порядка 1,7 тыс. человек личного состава и 700 единиц автомобильной, инженерной и специальной техники.
В сжатые сроки военные железнодорожники выполнили большой объем работ по устройству земляного полотна строящейся новой железной дороги.
Войска получили важный опыт по строительству транспортных объектов. В полном объеме отработали батальоны механизации, путевые и мостовые подразделения, были выполнены полные комплексы земляных, мостовых и путевых работ. Кроме того, были отработаны вопросы, касающиеся выдвижения, размещения, организации быта в полевых условиях, снабжения войск.
В дальнейшем полученный опыт положительно сказался на выполнении ряда очень важных задач.
— С прошлого года подразделения ЖДВ работают на реконструкции БАМа. Сталкиваетесь с какими-то трудностями? Или всё буднично и штатно?
— С апреля 2021 года железнодорожные войска оперативно развернулись на участке от разъезда Улак до станции Февральск Дальневосточной железной дороги и приступили к реконструкции порученного участка Байкало-Амурской магистрали. Кстати, одного из самых сложных.
В настоящее время к выполнению работ привлечено пять железнодорожных соединений с комплектом специализированных воинских частей и подразделений. Они размещены в опорных пунктах в современных блочно-модульных городках, обеспечены установленными нормами довольствия.
Уже в течение четырех сезонов мы изучаем специфику районов вечной мерзлоты, приспосабливаемся к условиям выполнения задач, изучаем влияние климата на процесс строительства. И могу заверить, изучив опыт прошлого строительства магистрали, войска уже выполнили значительные объемы работ. Можно сказать, начали потихоньку покорять суровую тайгу.
Плановые объемы по порученному участку Улак–Февральск составляют порядка 5 млн куб. м земляных работ, предполагают строительство 110 км нового железнодорожного пути, укладку 111 комплектов стрелочных переводов, строительство 48 мостов и водопропускных труб.
В 2022 году перед войсками стоит первоочередная задача по выполнению основных видов работ при сооружении земляного полотна на 10 участках из плановых 19. Это более 50% от общего объема.
В настоящее время уже выполнено более 1,0 млн куб. м земляных работ. Темпы постоянно наращиваются, и мы выходим постепенно на стабильные ежесуточные показатели.
— Мы постоянно слышим о том, что флот, авиация, ВКС получают новейшие образцы военной техники. Железнодорожные войска не оказываются обделены новыми, прорывными технологиями?
— С помощью наших НИИ и предприятий промышленности на снабжение наших воинских частей за последние несколько лет поступила техника для транспортировки наплавных железнодорожных мостов, для дозировки балласта в железнодорожном пути, подвижные единицы. В дальнейшем планируются поставки новых путеукладчиков, а также приспособлений для передвижения колесной техники по железной дороге.
Кроме того, военные ученые ведут разного рода исследования в направлении использования подразделениями железнодорожных войск роботизированных систем. Думаю, в скором будущем они найдут у нас применение.
— Есть ли планы привлечения железнодорожных войск для строительства новых участков путей, мостов, туннелей?
— Да, мы ведем работу с Министерством транспорта Российской Федерации и с ОАО «Российские железные дороги». Взаимодействуем по вопросу привлечения железнодорожных войск к реализации новых объектов строительства и реконструкции. Уже есть определенные наработки по участию войск в реализации третьего этапа развития железных дорог Восточного полигона на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
— Получат ли войска новые специальные поезда, локомотивы? Рассматривается ли вопрос о создании современного аналога бронепоезда или чего-то подобного?
— Вместо бронепоездов в железнодорожных войсках (в штате двух отдельных восстановительных железнодорожных батальонов отдельной железнодорожной бригады Южного военного округа) для решения специальных задач в зонах военных конфликтов есть восстановительный поезд «Амур» с восстановительными кранами и запасом строительных материалов и поезд боевого сопровождения «Байкал».
Аналогов такого специального подвижного состава нет. С применением этих поездов на действующих железнодорожных путях можно проводить комплекс работ по технической разведке, разминированию и устранению повреждений железнодорожного пути и искусственных сооружений, организовывать перевозку личного состава и сопровождение воинских эшелонов. Эти поезда всегда находятся в «горячем» состоянии (не глушатся), в готовности действовать с колес в любых условиях обстановки, то есть они в течение часа должны быть на станции отправления для начала дальнейшего движения в назначенное место.
Источник: iz.ru