Аналитика

Россия на неопределённый срок заморозила анонсированные ранее крупные проекты в области военного кораблестроения. Как утверждается, по экономическим причинам. Однако помимо нехватки средств для постройки новых авианосцев и тяжёлых крейсеров у российских судоверфей и научных центров нет ни опыта, ни специалистов, пишет в статье для The Drive Джозеф Тревитик.

Drive: Россия разучилась строить корабли—гиганты

Wikipedia 

Россия продолжает воплощать в жизнь агрессивные планы по возвращению к жизни своих вооружённых сил, сообщает в статье для The Drive Джозеф Тревитик. Впрочем, в последней на сегодня программе Кремля по перевооружению отсутствуют несколько пунктов, в частности, два новейших надводных боевых корабля. Автор статьи предполагает, что их строительство, анонсированное ранее, было сочтено слишком амбициозным для российской оборонной промышленности, а потому заморожено на неопределённый срок.  

Российские СМИ в этом месяце сообщили о продолжении модернизации армии страны, в частности о проектах, рассчитанных до 2025 года. Журналисту The Drive, по его словам, неизвестно, какую сумму Кремль запланировал потратить на них, но на предыдущую программу (с 2011 по 2020 годы) было выделено примерно 19 трлн рублей.
 
Многие эксперты и наблюдатели скептически относились к заявлениям Кремля о модернизации армии, утверждает Джозеф Тревитик. Так, российские власти неоднократно урезали свои планы по закупке истребителей пятого поколения Т-50 и в итоге в прошлом году дошли до 12 истребителей, но даже если Москва и удвоит это число, она всё равно будет очень далека от того количества, которое надеялась поставить на вооружение к 2055 году.
 
Автора статьи также не удивляют изменения в тратах на надводные боевые корабли. В 2015 году российские СМИ сообщали, что многоцелевой тяжёлый авианосец «Шторм», «не имеющий аналогов в мире», обойдётся казне всего лишь в $5,6 млрд, при этом известно, что новые авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут стоить более чем в два раза дороже. Информация об эсминцах проекта «Лидер» с самого начала была довольно скудна, но у автора имеется информация, согласно которой ВМФ России получит на вооружение несколько универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23 550.
 
С самого начала было непонятно, каким образом Россия собирается оплачивать оба эти дорогостоящих проекта, учитывая, что более приоритетными задачами для них были модернизация ядерной триады и авиации. К концу 2015 года имелись веские доказательства того, что Кремлю придётся свернуть эти проекты по причине экономического кризиса. 
 
В марте этого года Федеральное казначейство РФ опубликовало цифры, согласно которым оборонный бюджет сократится более чем на четверть, что, возможно, и обрекло упомянутые выше проекты по кораблестроению на заморозку, пишет журналист. Однако за этим, возможно, скрывается более крупная проблема: в России просто нет работающих заводов и такого количества рабочей силы, чтобы поддержать эти проекты. Поэтому проект «Шторм» потребовал бы от бюджета страны куда больше денег и ресурсов, чем изначально входило в его стоимость.
 
Когда Индия заключила контракт с оборонной судоверфью «Севмаш» для глубокой модернизации тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», результат был просто катастрофический, напоминает Джозеф Тревитик. На преобразование крейсера в авианосец «Викрамадитья» ушло почти 10 лет и более $2 млрд, в основном из-за того, что у судоверфи не было опыта работы с авианосцами. В этом свете неудивительно, пишет автор, что проектом многоцелевого тяжёлого авианосца «Шторм» занимался научный центр имени Крылова, у которого также нет опыта в проектировании и строительстве боевых кораблей подобного типа. Единственный в России тяжёлый авианесущий крейсер — «Адмирал Кузнецов» — с его печально известными паровыми котлами был построен ещё во времена Советского Союза. Кремль в настоящее время планирует модернизацию «Адмирала Кузнецова», которая обойдётся бюджету в $700 млн и надолго выведет корабль из строя.
 
Подобные трудности возникли, судя по новостям, и с претворением в жизнь проекта «Лидер». По информации Тревитика питерская «Северная верфь» не занималась эсминцами с 1999 года, особенно учитывая «почти абсурдное» по своей величине водоизмещение эсминца — 17,5 тыс. тонн. Эта верфь более десятилетия занималась куда менее масштабными проектами, напоминает автор.
 
В это же время Россия занимается модернизацией «Адмирала Нахимова», одного из трёх неактивных ныне атомных ракетных крейсеров. После того как корабль снова вернётся на службу во флот, на модернизацию отправится атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», и разные источники указывают различные сроки возвращения кораблей в строй.
 
«К сожалению, наше судостроение в плохой форме, — приводит The Drive слова российского эксперта Ильи Крамника. — Всё будет зависеть от того, какая верфь займётся тем или иным проектом и как он будет профинансирован».
 
«Кажется, что жизненно важное улучшение кораблестроительной инфраструктуры страны ещё не наступило. До тех пор России, скорее всего, придётся откладывать планы по строительству новых, крупных надводных кораблей, полагаясь вместо них на свой подводный флот и менее крупные прибрежные ракетные корабли», — делает вывод Джозеф Тревитик.

Источник: inotv

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также