Новости

Число курящих женщин возросло, а мужчин — сократилось, показало исследование ВШЭ. Молодые и образованные люди курят меньше, а на решение начать курить влияют в том числе национальность и благосостояние региона проживания

Женщины-курильщики

Количество курящих женщин старше 15 лет в России увеличилось с 9% в 1994 году до 14% в 2016-м. Об этом говорится в докладе «Что и как курят в России» Центра лонгитюдных (долгосрочных) обследований Института социальной политики НИУ ВШЭ (есть у РБК). Всего было опрошено 3611 человек, 49,1% из которых — мужчины. Средний возраст респондентов — 40 лет, минимальный — 15.

Авторы исследования отмечают, что в России за 22 года уменьшилось число потребителей табака — с 31 до 28%. Но курить они стали больше — в среднем по 15 сигарет в день, а не 14, как в 1994 году.

Число курящих мужчин снизилось с 58% в 1994 году до 44% в 2016-м. Увеличение числа курящих женщин эксперты ВШЭ связывают с «ослаблением гендерных норм и представлений о том, что курение — это исключительно мужское занятие». В 1990-е годы женщины курили мало, но в 2000-е, когда появились тонкие «дамские» сигареты, случился бум курения, заметил в разговоре с РБК руководитель отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев. «В дальнейшем из-за табачной политики популярность схлынула», — указал он.

Тяга к никотину сильнее всего у представителей старшего поколения, накопившего «капитал вредной привычки», утверждают авторы исследования. В докладе отмечается, что за 22 изучаемых года ситуация с курением у старшего поколения почти не менялась — курят около 10% людей старше 65 лет.

При этом резко снизилась доля курильщиков в возрасте 16–18 лет — с 24 до 5%, с 18 до 24 лет — с 43 до 20%, с 25 до 34 лет — с 44 до 37%.

Почему начинают курить

«В среде людей с вузовским дипломом курильщиков 18%, со средним образованием — 38%, с незаконченным средним — 36%», — отмечают авторы доклада. Исследователи предполагают, что при увеличении цен на сигареты курильщики переходят с импортной на более дешевую российскую продукцию. Среди курящих на 4% больше работающих, чем безработных.

С 1 июня 2013 года в России вступил в силу антитабачный закон, запрещающий курить в общественных местах. Это повлияло на количество потребляемого табака, но не на число курильщиков. В ​среднем люди стали выкуривать на 5% сигарет меньше.

По мнению Максима Королева, антитабачный закон все-таки сказался на популярности курения в целом. Когда не было ограничений, в том числе и в 1990-е годы, курили как зависящие от никотина люди, так и те, кто делал это «за компанию» и «чтобы занять руки». «Реальной зависимости у многих не было: выпил — покурил, а если трезвый, то не стал. Эти люди курили мало сигарет, но влияли на статистику. Когда начались различные запреты на выкладку сигарет, а также резкий рост цен, эта категория курильщиков стала первой, кто отказался от табака. Статистика, по которой оставшиеся 28% стали курить больше, объясняется тем, что она не разбавляется курильщиками-любителями», — сказал он.

За 22 года значительно сократилось количество людей, предпочитающих сигареты без фильтра. Если в 1994 году их было 35%, то в 2016-м — 3%. А популярность папирос и самокруток, которые в середине 1990-х курили 5% и 7% соответственно, снизилось практически до нуля.

Исследователи отмечают многие факторы, из-за которых россияне начинают курить. Среди них национальность и состояние экономики в регионе проживания. Человек, скорее всего, начнет курить в более благополучном регионе, делают вывод эксперты. Кроме того, шансов закурить больше у того, кто ассоциирует себя с русскими, указано в докладе.

​В Минздраве по итогам 2017 года было зафиксировано, что доля взрослых курильщиков в России сократилась до 29%, что на один процентный пункт больше, чем показало исследование ВШЭ. РБК направил запрос в пресс-службу Минздрава с просьбой прокомментировать доклад «Что и как курят в России».

Источник: РБК

Самым крупным сегментом рынка повседневных товаров в России оказались сигареты

Самой крупной категорией российского рынка повседневных товаров быстрого спроса (FMCG) в денежном выражении стали сигареты, они обеспечили 14,4% товарооборота, свидетельствуют данные исследования Nielsen.

Japan Tobacco International оказалась лидером российского рынка повседневных товаров по объему продаж (в денежном выражении), сообщила компания со ссылкой на данные исследовательской компании. Согласно исследованию, на долю JTI пришлось 5% от суммарного объема продаж потребительских товаров исследуемых категорий. На долю флагманского бренда JTI - Winston - пришлось 2,8% от выручки всех товаров исследуемых категорий.

По словам генерального менеджера JTI в России Дина Гилфиллана, которые процитированы в сообщении, сигареты являются "главным драйвером денежных поступлений в розничной торговле". "Вместе с тем вызывает тревогу стремительный рост нелегальной торговли, который угрожает стабильности легального бизнеса и доходам государства. По оценкам индустрии, в 2018 году потери бюджета РФ от недополученных акцизов на табак и НДС составят 50 млрд рублей", - отметил он.

Кроме табачных изделий, в пятерку крупнейших по объему выручки товарных категорий вошли пиво с долей 8,7%, водка (6,3%), пастеризованное молоко (2,5%) и растворимый кофе (2,2%).

В тройку крупнейших FMCG-компаний на российском рынке также вошли PepsiCo и Philip Morris International.

В рамках розничного аудита исследование Nielsen оценило продажи более 200 категорий товаров повседневного спроса в стоимостном выражении в 2017 году в торговых точках разного формата в городах России и поселках городского типа с населением свыше 10 тыс. человек.

Источник: interfax.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"