Новости

Общая экономическая ситуация по итогам 2023 года на Дальнем Востоке сложилась достаточно позитивная. Многие предприниматели отмечают увеличение доходов и объемов оказанных услуг. Однако прогнозы на 2024 год для бизнеса не такие радужные. И связано это в первую очередь с нехваткой сотрудников.

Сегодня мы наблюдаем даже не недостаток рабочий силы, а практически полное ее отсутствие. Если раньше специалисты были, но не дотягивал уровень компетенций, то сегодня не хватает именно людей. И речь здесь идет о совершенно разных профессиях: менеджеры отделов продаж, бульдозеристы, экскаваторщики, разнорабочие, строители... Список можно продолжать.

С чем это связано? Во-первых, мы входим в "демографическую яму". О ее появлении нас предупреждали уже давно. На работу выходит молодежь, родившаяся в конце 1990-х - начале 2000-х, когда был спад рождаемости. Это общефедеральная проблема, и ДФО здесь не выделяется на общем фоне. О тенденции говорят на всех крупных отраслевых мероприятиях. По прогнозам экспертов, ситуация продлится ближайшие семь-десять лет.

Второе - отток населения, Дальний Восток всегда этим "грешил". Третий момент - специальная военная операция. Мужчин, которые защищают нашу Родину, тоже кем-то надо заменять на рабочих местах. И, наконец, четвертое - отток мигрантов из стран СНГ, которые были задействованы здесь. Многие из них возвращаются домой на фоне ослабления курса рубля.

Дефицит кадров - не единственная проблема, которую стоит отметить. Весной и летом 2023 года произошла индексация заработных плат. И работодатели, которые первыми смекнули, что кадры становятся основным топливом для бизнеса, начали взвинчивать зарплату, чтобы переманить людей к себе. Такой искусственный рост доходов вполне объясним на фоне конкуренции за сотрудников. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что идет только во вред.

Хорошо, ты установил зарплату выше среднерыночной на 20 процентов, твоя маржинальность позволяет это окупить. А завтра кто-то поставил выше уже на 40 процентов, потому что он еще более эффективен. Допустим, у бизнеса есть такие ресурсы на развитие. То есть он начнет искать кадры на большую заработную плату. Но что будут говорить действующие сотрудники, когда узнают о том, что новым на аналогичной позиции предложили финансовые условия лучше? Естественно, рост зарплат для соискателей неизбежно ведет в целом к увеличению фонда оплаты труда внутри компании. А это в свою очередь - к росту налоговых отчислений...

Констатируя эти тенденции, я не хотел бы давать каких-либо оценок - хорошо это или плохо. Просто есть факт, и никуда от него не уйдешь. Бизнес оказался в таких условиях, и ему приходится в них работать, искать выходы. И здесь важно понимать, что побеждают быстрые и гибкие команды. То есть сегодня полезно задаться вопросом: раз ситуация с кадрами действительно критическая, насколько вы как работодатель привлекательны?

Работодатели, которые первыми смекнули, что кадры становятся основным топливом для бизнеса, начали резко взвинчивать зарплату

Есть такое понятие как HR-бренд. Он становится крайне актуальным для бизнеса как способ расти и развиваться на фоне того, что людей не хватает, а предлагать повышенную заработную плату могут далеко не все. Речь идет о корпоративной культуре. Это некая смысловая часть, которая, как правило, формируется внутри компании. Свод писаных и неписаных правил: зачем мы делаем то, что делаем; как мы это делаем; как взаимодействуем внутри коллектива и с внешним миром; что можно, а что нельзя? По сути, корпоративная культура - это душа компании. И бизнесу пора подумать о ней!

Корпоративная культура - то, что можно предложить сотруднику, особенно молодому и, возможно, менее опытному. Комфортные условия работы, дружеские отношения внутри коллектива, уважительное отношение со стороны руководства, некая смысловая часть вообще: в чем миссия бизнеса, каково его отношение к обществу? Все это становится важным, потому что люди идут прежде всего туда, где им комфортно. Это то, что можно и нужно сегодня рассматривать в одном ряду с заработной платой. За идею трудиться не будут. Однако даже при зарплате меньше на 10-15 процентов соискатель может прийти в компанию, если там ему лучше. На самом деле это часто происходит. Ну хотя бы потому, что, как правило, переплачивают "соковыжималки" - фирмы, в которых работать крайне трудно из-за жестких требований.

Рост зарплат для соискателей неизбежно ведет в целом к увеличению фонда оплаты труда внутри компании

В итоге мы подходим к тому, что региональный бизнес должен быть более человечным. Да, крупные компании могут себе позволить быстро вводить новых работников, обучать их, автоматизировать процессы и вкладываться в инфраструктуру. А малый бизнес - всегда про человека. Гибкие и эмпатичные сотрудники могут стать ключевым активом компании, основным компонентом развития бизнеса.

В заключение могу сказать, что осознание руководителем ситуации с кадрами и подготовка бизнеса к новым вводным, когда вчера нужны были компетенции, а сегодня рабочие руки в принципе, начнет играть ключевую роль в развитии предпринимательства в ближайшие годы, пока ситуация с дефицитом кадров будет сохраняться. Особенно это касается регионального бизнеса.

Источник: rg.ru

От редакции ЗВ: Для того чтобы сделать среду в компании более человечным, необходима методология построения такой среды. Рекомендуем обратиться к нашим соотечественникам, в частности к А.В.Суворову - https://vk.com/wall-218227000_138, который смог построить армию, как единую семью. Его же опыт может пригодится и для любых других организаций.

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 17.05: 11 102 руб.
Поддержали проект: 13 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также