Новости

Министерство экономического развития ухудшило макроэкономический прогноз на 2020 год: оно предсказывает серьезное сокращение инфляции на фоне перелома кредитного цикла, что приведет к резкому замедлению потребительского спроса. Оценка роста ВВП на будущий год понижена с 2 до 1,7%, а прогноз по инфляции — с 3,8 до 3%, следует из материалов Минэкономразвития (есть у РБК). На текущий год министерство пересмотрело прогноз изменения реальных располагаемых доходов населения, понизив их предполагаемый рост почти до нуля с 1% в предыдущем варианте.

Обновленная версия макропрогноза будет обсуждаться 19 сентября на заседании правительства, сообщил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин. Параметры будут использоваться при формировании бюджета на следующий цикл, но они еще могут быть скорректированы к заседанию.

Экономика в «плохом» равновесии

Сейчас наблюдается второй бум потребительского кредитования (первый был в 2012–2013 годах), отметило министерство. И система перешла в «плохое» равновесие: высокий темп потребительского кредитования поддерживает цены, вынуждая Банк России держать ставку на повышенном уровне, считают в Минэкономразвития. Это негативно влияет на ипотеку и корпоративное кредитование, а рост процентных платежей населения по кредитам вносит дополнительный отрицательный вклад в динамику реальных располагаемых доходов.

В базовом сценарии Минэкономразвития потребительский спрос затормозится в 2020 году до 0,6%. Рост портфеля потребительских кредитов замедлится до 4% год к году к концу 2020 года (с 22–24% в 2018 году). Но не исключен и спад экономики. «В случае отсутствия действенных мер по ограничению темпов роста портфеля потребительских кредитов с высокой вероятностью реализуется сценарий «внезапной остановки» потребительского кредитования», — предупреждает министерство. В таком случае ВВП в 2021 году сократится на 0,6% (вместо роста в 3,1% в базовом сценарии).

Впрочем, «внезапная остановка» потребительского кредита и рецессия в 2021 году — это маловероятный сценарий, заявил Орешкин. «Мы не считаем высокой вероятность этого сценария с учетом тех действий, которые должен предпринять ЦБ», — уточнил он.

В целом ключевыми рисками для реализации обновленного макропрогноза Минэкономразвития считает глобальную рецессию, неконтролируемое развитие кредитного цикла, а также пробуксовку структурных реформ.

Надежда на инвестиции

На фоне неизбежного торможения потребительского спроса основным драйвером экономического роста в 2020 году будут инвестиции: они, по прогнозу, возрастут на 5% (но это все равно меньше, чем в предыдущем прогнозе, — 7%). Минэкономразвития оптимистично смотрит на причины ускорения инвестиций: оно будет вызвано «снижением избыточных административных издержек бизнеса» и «восстановлением доверия к правоохранительной и судебной системе».

Министерство закладывает в базовый макропрогноз предпосылку об успешной реализации пяти направлений по улучшению бизнес-климата в стране. Речь идет о реформе контроля и надзора, включая запуск регуляторной гильотины, об эффективной работе механизма «Трансформация делового климата», а также о принятии закона о защите капиталовложений и формировании в регионах программ инвестразвития. Пятым направлением Минэкономразвития назвало «повышение доверия к правоохранительной системе».

Есть «конкретные предпосылки» к тому, чтобы рассчитывать на восстановление доверия к правоохранительной системе со следующего года, сказал Орешкин, но отказался привести детали обсуждений в правительстве на эту тему.

Минэкономразвития оценило эффекты реализуемых и планируемых к реализации структурных мер экономической политики на рост ВВП в долгосрочной перспективе. Ведомство исходило из предположения, что соответствующие структурные показатели России вырастут до уровней «динамично растущих стран» (Чехия, Южная Корея), развитых стран — экспортеров сырья (Австралия, Новая Зеландия). Получилось, что в среднем увеличение ВВП на душу населения в результате структурных мер экономической политики составит 1,5 п.п. в ближайшие шесть лет. Согласно результатам модели, основным фактором ускорения станет увеличение инвестиционной активности — оно обеспечит 85% дополнительного роста ВВП в предстоящие шесть лет. При этом в основном рост инвестиций будет обеспечен улучшением качества регулирования.

Реальные доходы не хотят расти

Реальные располагаемые доходы россиян в 2019 году, согласно пересмотренному прогнозу, увеличатся лишь на 0,1% — по сравнению с 1% ранее (фактически это означает изменение реальных располагаемых доходов, близкое к нулю, второй год подряд). Прогнозируемый уровень бедности по итогам 2020 года повышен до 12,5% (в предыдущем прогнозе — 12%).

Темп роста экономики России неудовлетворительный, а ситуация с реальными доходами населения и вовсе «не может не вызывать беспокойство», заявил 26 августа президент России Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам в Кремле. Реальные располагаемые доходы россиян сокращались на протяжении 2014–2017 годов, а в 2018 году они показали околонулевой рост — на 0,1%. В первом полугодии 2019 года снижение продолжилось: сокращение реальных доходов населения составило 1,3%.

Источник: rbc.ru

Орешкин назвал восемь мер для ускорения экономического роста

Минэкономразвития разработало дополнительные меры по повышению потенциала экономического роста, заявил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин.

По его словам, соответствующий план мер был подготовлен по поручению президента РФ, и в ближайшее время он будет рассмотрен в правительстве.

Министр отметил, что в базовый сценарий социально-экономического развития заложена успешная реализация ряда структурных мер.

Первой мерой является улучшение инвестиционного климата. В прогноз заложена предпосылка об успешной реализации мер по пяти ключевым направлениям: реформа контроля и надзора, снижение административных барьеров, создание предсказуемой среды ведения бизнеса, формирование региональных программ инвестиционного развития, увеличение охвата действия инвестиционной налоговой льготы и региональных инвестиций в инфраструктуру, повышение доверия к правоохранительной системе.

Второй мерой министерство называет повышение эффективности функционирования рынка труда. В базовый сценарий прогноза заложено снижение структурной безработицы и повышение экономической активности населения за счет преодоления ограничений следующими способами: формирование региональных программ снижения структурной безработицы с акцентом на региональные особенности (в т.ч. на сельских территориях), в том числе с настройкой программ социального контракта, цифровизация трудовых отношений и развитие гибких (в том числе - удаленных) форм занятости, усиление миграционного притока с акцентом на высококвалифицированных специалистов с помощью реализации мер, направленных на упрощение получения гражданства и вида на жительство высококвалифицированными и высокооплачиваемыми специалистами, а также с помощью мер, направленных на технологическое упрощение получения мигрантами необходимых документов (по принципу работы "единого окна").

Третьей мерой Минэкономразвития называет повышение эффективности функционирования государственного и квазигосударственного сектора. Ключевым направлением является внедрение принципа отдачи на инвестиции при реализации инвестиционных проектов государственных компаний.

Четвертой мерой названо технологическое развитие. "Ускорение развития и внедрения новых технологических решений предполагается в рамках работы по ключевым технологическим направлениям и развитию сети инновационных научно-технологических центров. Максимальный эффект на экономический рост в рассматриваемый период даст внедрение технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и роботизации. Предполагается формирование "правовых песочниц" для ускорения внедрения новых технологий, а также предоставление льготного налогового режима для компаний, работающих в данных сферах, в том числе за счет работы в рамках вступивших в силу поправок в закон о промышленной политике - СПИК 2.0", - говорится в прогнозе министерства.

Пятой мерой Минэкономразвития перечислило развитие конкуренции. "Конкурентная среда является необходимым условием эффективного функционирования экономики. В целях развития конкуренции будет проводиться политика по следующим направлениям: снижение доли государства в экономике; активизация программы приватизации, в том числе в банковской сфере; создание благоприятных условий для добросовестных участников рынка, в том числе нормализация условий электронной торговли для иностранных игроков; снижение объемов оборота фальсифицированной и несертифицированной продукции", - отмечают в министерстве.

Шестой мерой названо финансирование. "Помимо создания благоприятной среды для увеличения инвестиционного спроса, должны быть реализованы меры, направленные на создание источников финансирования инвестиционных проектов внутри экономики. Такие меры включают: формирование долгосрочных сбережений населения, в том числе через внедрение института индивидуального пенсионного капитала, развитие ипотечного рынка, в том числе с помощью развития рынка ипотечных ценных бумаг, а также ипотечного кредитования в сфере индивидуального жилищного строительства, структурная кредитная политика, предполагающая меры, направленные на изменение структуры кредита в сторону ипотечных и корпоративных кредитов при обеспечении достаточного уровня кредитного предложения", - считают в министерстве.

Седьмой мерой назван внешний сектор. "Достижение целей по расширению несырьевого неэнергетического экспорта товаров и экспорта услуг, дальнейшая интеграция в мировую торговлю и встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости требует движения по следующим направлениям: реализация активной интеграционной повестки (по линиям Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ), реализация программ углубления внешнеэкономических связей по ключевым рынкам (программы развития сотрудничества с Китаем, Индией, СНГ, арабскими странами, Турцией, Японией, странами АСЕАН, а также с Евросоюзом), использование средств ФНБ для поддержки внешней экспансии", - перечисляют в Минэкономразвития.

Последней, восьмой мерой Минэкономразвития назвало систему государственного управления: "Следующими шагами модернизации системы госуправления станут: полномасштабное внедрение принципов проектного управления - распространение основных принципов управления национальными проектами на всю систему государственного управления, цифровизация элементов системы госуправления, в том числе процесса принятия решений и системы развития человеческого капитала".

Источник: interfax.ru

Орешкин: рынок недвижимости станет одним из драйверов роста экономики

 


Источник: vestifinance

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также