Новости

Счетная плата по итогам 2018 г. заявила о неполном выполнении майских указов президента РФ и в текущем году подготовит доклад о достижении национальных целей.

В 2018 г. Счетная палата провела анализ выполнения майских указов президента РФ 2012 г., сообщается в опубликованном годовом отчете (.pdf) контрольного ведомства.

Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин на словах предупреждал о рисках невыполнения майских указов, но сегодня ведомство опубликовало официальный отчет.

По итогам 2018 г. не достигнут ряд ключевых показателей:

• увеличение объема инвестиций планировалось не менее чем до 25% ВВП к 2015 г. и до 27% – к 2018 г. В соответствии с данными Росстата значение показателя в 2018 г. составило 20,6% ВВП. Максимальное значение было достигнуто в 2017 г. и составило 21,4% ВВП;

• увеличение производительности труда к 2018 г. планировалось в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. Росстат отмечает с 2014 по 2017 гг. отсутствие устойчивого роста производительности труда. Хотя данных Росстата за 2018 г. еще нет, можно утверждать, что целевое значение достигнуто не будет, заявили в Счетной палате. 

• увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. планировалось в 1,3 раза относительно уровня 2011 г. В 2018 г., таким образом, этот показатель должен был составить 25,61%, но в соответствии с данными Росстата показатель за 2017 г. составил 21,6%, а за 2018 г. – 21,3%;

• превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен планировалось довести до уровня не более 2,2 процентного пункта. На конец 2018 г. значение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту в рублях (9,56% - Банк России) по отношению к инфляции (4,26% – Росстат) составило 5,3 процентного пункта.

С учетом степени эффективности реализации государственных программ РФ в 2015–2017 гг., динамики расходов и показателей госпрограмм в 2018–2021 гг., по оценке Счетной палаты, в 2019 г. существуют риски недостижения значений свыше 230 показателей, то есть более 15%.

15 апреля 2019 г. глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что нет причин пересматривать цели майского указа президента РФ, а отставание по инвестициям от целевых показателей связано с обязательствами России в рамках сделки ОПЕК+. 

В 2019 г. Счетная палата продолжит работу по анализу данных показателей. В феврале 2019 г. Счетная палата РФ сообщила о запуске информационного сервиса по мониторингу достижения целей, поставленных в майском указе президента России. 

Планируется подготовить доклад по комплексной оценке достижения целей майских указов 2012 г.

Особое внимание Счетной палатой уделено реализации указа президента РФ № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.".

Анализ национальных проектов позволил уже на предварительной стадии выявить риски недостижения стратегических целей РФ. 

Серьезным недостатком системы показателей национальных проектов является отсутствие организованного статистического наблюдения по ним.

В результате к моменту утверждения паспортов национальных проектов более 75% показателей не имели утвержденных методик расчета и не были включены в федеральный план статистических работ.

В ряде случаев значения целевых показателей носили предварительный характер и должны были уточняться после утверждения методик, включая базовые значения показателей. 

При этом методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ) предусмотрено требование по разработке и утверждению методик расчета показателей не позднее декабря 2019 г. В связи с этим велика вероятность уточнения плановых значений показателей и оценки хода реализации национальных проектов не ранее 2020 г.

"Отсутствие достоверной информации о значениях целевых показателей создает риски принятия недостаточно обоснованных или несвоевременных решений в ходе реализации национальных проектов. 

Анализ ожидаемых результатов федеральных проектов, утвержденных в составе паспортов национальных проектов, также выявил ряд недостатков. Отдельные результаты не в полной мере характеризовали решение соответствующих задач или носили обеспечивающий характер (например, утверждение нормативных правовых актов или методических документов, предоставление межбюджетных трансфертов и другие).

В случаях, когда ожидаемые результаты были представлены числовыми характеристиками, сведения об организации статистического наблюдения по ним отсутствовали. 

Неопределенность результатов федеральных проектов также создает риски принятия неверных или несвоевременных решений о ходе национальных проектов".

Значительное количество целевых показателей национальных проектов вычисляется с годовой периодичностью.

При этом более 77% ожидаемых результатов реализации национальных проектов запланированы на четвертые кварталы, в связи с чем проведение регулярного мониторинга в течение года не представляется возможным. 

Таким образом, ключевыми инструментами осуществления мониторинга национальных проектов становятся планы их реализации и объемы освоенных средств федерального бюджета, что представляется недостаточным, заявили в Счетной палате.

Анализ интеграции национальных проектов в государственные программы Российской Федерации и реализации ранее запланированных мероприятий приоритетных проектов в рамках национальных проектов выявил ряд проблем. Так, цели и задачи национальных проектов и государственных программ Российской Федерации оказались недостаточно согласованы. Отмечались случаи, когда цели и задачи национальных проектов не были отражены в госпрограммах. Проекты паспортов госпрограмм в ряде случаев не содержали параметры финансового обеспечения, содержащиеся в проектах паспортов национальных проектов.

Новый майский указ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 7 мая 2018 г., сообщали "Вести. Экономика". В президентском указе обозначены основные направления развития экономики и социальной сферы России до 2024 г. 

Среди ключевых целей, которые предполагается достигнуть в этот срок, в частности, отмечены улучшение показателей рождаемости, продолжительности возраста, а также ряд других демографических показателей; вхождение экономики России в число 5 наиболее крупных по объемам ВВП стран мира; сокращение в 2 раза уровня бедности в стране; сохранение стабильно низких темпов инфляции (не выше 4%), а также ряд других задач.

"Счетная палата будет более строго следить за выполнением национальных целей и национальных проектов.

На базе независимого мониторинга будем оперативно и наглядно показывать, каких результатов удается достичь, – текущее значение и отклонение от целевого на последнюю отчетную дату".

Источник: vestifinance

Счетная палата выявила бюджетные нарушения на 770 млрд руб.

Объем нарушений, которые Счетная палата обнаружила при проверке бюджетов всех уровней, в 2018 году составил 772,7 млрд руб., говорится в годовом отчете Счетной палаты, поступившем в РБК.

Количество выявленных нарушений с каждым годом растет. Если в 2016 году Счетная палата нашла более 3,8 тыс. нарушений, то в 2017-м — 6,4 тыс., почти в полтора раза больше. В 2018 году количество выявленных нарушений выросло еще на 43% и превысило 9,2 тыс.

Впрочем, в 2018 году произошел перелом тенденции к росту суммы нарушений. Объем упал почти в 2,5 раза, до 772,7 млрд руб. В предшествующий же год объем выявленных нарушений практически удвоился — с 965,8 млрд руб. в 2016 году до 1,87 трлн руб. в 2017-м.

Больше всего бюджетных нарушений традиционно связано с госзакупками. Сумма таких нарушений составила 294,6 млрд руб., что в 2,5 раза больше, чем по итогам 2017 года. О негативной тенденции сообщила ранее аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова. По ее словам, сумма нарушений в госзакупках выросла в пять раз за два года, а схемы становятся все изощреннее.

Сопоставимая сумма нарушений выявлена при формировании и исполнении бюджетов — 268,2 млрд руб. Остальные связаны с ведением бухгалтерского учета — 95 млрд руб., неэффективным использованием бюджетных средств — 70,7 млрд руб. и иными причинами — 44,2 млрд руб.

Материалы проверок стали основаниями для возбуждения 40 уголовных дел и 85 административных. Счетная палата направила в госорганы 408 представлений, подала 120 материалов в Генпрокуратуру, МВД, Следственный комитет и ФСБ. К административной ответственности привлечено 41 должностное лицо, 21 чиновник был уволен. ​

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"