Новости

Накопления федерального бюджета в 2018 году достигли рекордных 10,188 трлн руб., следует из данных Счетной палаты, представленных во вторник, 19 февраля. По итогам 2017 года показатель составлял 6,19 трлн руб.

Речь идет о суммарных остатках средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства. Они складываются из:

- средств на рублевых счетах в казначействе,

- банковских депозитов,

- средств по учету нефтегазовых доходов (купленная Минфином по бюджетному правилу иностранная валюта),

- средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Остатки по итогам 2018 года незначительно превысили предыдущий максимум за 2014 год, когда остатки составляли 10,17 трлн руб.

Денежные остатки федерального бюджета составили, таким образом, 61% бюджетных расходов по итогам 2018 года, следует из данных Минфина. Это максимум с 2014 года, когда они достигали 69% (см. инфографику). По отношению к ВВП остатки средств федерального бюдж​ета на 1 января 2019 года достигли почти 10%.

В том числе остатки бюджетных средств, размещенные на депозитах в банках, по итогам 2018 года составили 1,57 трлн руб., что является наибольшим значением с 2009 года, отмечает Счетная палата. В этот показатель входит валютный депозит на $1 млрд, размещенный в некотором банке (банках).

Кроме того, Минфин в 2018 году купил иностранной валюты в общей сложности на 4,13 трлн руб. — в 2019 году она будет переведена в ФНБ.

Нужна бюджетная жесткость

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин пояснил РБК на пресс-конференции, что одна из причин существенного нарастания остатков — то, что правительство в 2018 году нефтегазовые доходы не сразу переводило в ФНБ. Кроме того, «некоторое время приостанавливалась конвертация в валюту, чтобы не провоцировать курс на рынке; часть таких остатков оставалась на счетах Министерства финансов», указал ​Кудрин.

«И еще причина — это связано с тем, что министерства и ведомства не тратили те деньги, — большие остатки на конец года, они накапливались постепенно, поэтому Казначейство их размещало», — сказал глава Счетной палаты.

Говоря в целом про бюджетные сбережения, Кудрин отметил: «Для сохранения устойчивости нам нужно иметь достаточно жесткие параметры отсечения по цене на нефть» (цене, сверх которой нефтегазовые доходы направляются в ФНБ. — РБК). «Чтобы у нас не падал курс в два раза в момент падения цен на нефть, нам нужно ограничивать использование (нефтегазовых доходов). Это важнейшая функция такого рода (резервных) фондов», — сказал он.

По расчетам агентства Fitch Ratings, суммарные запасы наличности на счетах расширенного правительства России (включая региональные правительства и внебюджетные госфонды) по итогам 2018 года достигли 13,4% ВВП, в том числе средства ФНБ в размере 3,9% ВВП и остатки на счетах Федерального казначейства в размере 2,9% ВВП. Принимая во внимание финансовые активы государства на 13,4% ВВП, чистый долг расширенного правительства составляет всего лишь около 1% ВВП, отметило Fitch.

Источник: rbc.ru

Мнение. Почему в экономике все хорошо, но и не ладно?

Являясь активным читателем Афтешока, в комментариях наблюдаю бурные споры о том почему имеются проблемы с доходами населения . Кто то пишет про санкции, кто про резервы и тп. Данная статья написана для того, чтобы выразить свое мнение (на истинность не претендую, но возможно некоторым будет интересно).

Кратко как я вижу экономику (ее часть).

Экономика страны в целом представлена совокупным объемом товаров и услуг. При планировании бюджета закладывается определенное количество денежной массы достаточной для ее функционирования, плюс некоторое количество резервных денег призванное обеспечивать рост производства товаров и услуг. С учетом того, что последние годы инфляция достаточно низкая и при этом прослеживается некоторый рост, с этой задачей банковская система справляется в целом неплохо. Вся "лишняя" денежная масса перекладывается в различные фонды для недопущения инфляции.(для тех кто без устали пишет о "распечатать кубышку")

Несмотря на это сегодня в экономике четко прослеживается "нехватка" оборотных и как следствие наличных денег. Почему?

На сегодняшний день основным экономическим субъектом является государство. По некоторым данным госорганов (пруф) доля государства уже доходит к 70% экономики. Посмотрим поподробнее как государство реализует свой бюджет (фактически закупает товары и услуги).

1. В госорганизации на предстоящий год формируется бюджет на определенную сумму (то что предприятие должно закупить). Сейчас все закупки проходят через госзакупки (к сведению в некоторых регионах через закупки проходят даже суммы в 20 000 рублей на год выполнения работ! фактически все) электронные аукционы, запросы котировок, запросы предожений и т.д. Ожидаемо после торгов происходит определенное снижение цены и у госорганизации остается условно 20% от запланированной. В идеале госорганизация должна эти деньги тоже потратить на что нибудь или ей эти 20% в следующем году не выделят. На практике это происходит как правило только в конце календарного года. Соответственно эти 20% на первые три квартала просто замораживаются и не генерируют в экономике налоги. Хотя при планировании они должны были быть в экономике уже в первом квартале. Зачастую организации остатки в конце года и не реализуют вовсе

2. Для крупных организаций федерального и регионального масштаба бюджеты на расходы выделяются в суммах с 9, 10 и даже 11 нулями. Реально организации просто не могут (по разным причинам в основном это причины управленческие, организационные и не могу исключать даже внешнее влияние) или не хотят освоить (закупить товары и услуги). По некоторым данным среднее освоение в подобных гигантах от 20 до 50 процентов от выделенных средств! Остальное просто остается лежать на счетах. 

По вышеперечисленным фактором мы и имеем новости под заголовком "По итогам 2018 года остатки средств федерального бюджета увеличились в 1,7 раза и достигли 10,2 трлн руб., сообщила Счетная палата. Это абсолютный рекорд" (пруф)

Одной из корневых причин является, то что введена система госзакупок которая призвана обеспечить конкуренцию (и я это поддерживаю, считаю начинанием правильным), но в руководстве на местах, а возможно и даже выше ошибочно полагают, что деньги для государства это ценность и начинают тупо экономить ИНСТРУМЕНТ. На самом деле нужно предпринимать достаточно быстрые меры для того чтобы деньги не задерживались на госсчетах а вращались в экономике перенося товары, услуги и как следствие генерируя налоги и заработные платы.

Данная статья написана исходя из собственного опыта и видения ситуации. Некоторые детали стали известны из частных разговоров. В открытом доступе я не нашел приводимых данных по организациям о которых пойдет речь, по этой причине их название и даже отрасли я в статье указывать не буду. На мой взгляд гораздо важнее понять механизм и его влияние на нашу с Вами экономику.

Источник: Афтершок

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 12.05: 7 522 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также