Новости

Центробанк будет жестче наказывать рейтинговые агентства

Законопроект о деятельности рейтинговых агентств, который был принят во втором и третьем чтениях на прошлой неделе, ужесточает наказание, которое может быть применено Центробанком (ЦБ) в случае неисполнения его предписаний. За это итоговой версией проекта предусмотрена смена руководства агентства, а в случае повторного неисполнения предписаний в течение года — вовсе исключение его из реестра. 

Прежняя редакция проекта («О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 закона «О Центральном банке РФ» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ») содержала более широкий перечень мер, которые вправе применить ЦБ в случае неисполнения рейтинговыми агентствами предписаний об устранении нарушений. Наряду с такими жесткими мерами, как исключение агентства из реестра и смена органов управления, регулятору также предоставлялось право наложить штраф или временно ограничить его деятельность. 

Две последние меры в ходе правок были исключены из перечня. Таким образом, в текущей версии сохранены лишь самые жесткие санкции. Правда, с оговоркой, что исключить рейтинговое агентство из реестра ЦБ сможет лишь в том случае, если предписания им не исполнялись два и более раз в течение года. 

Законопроект о деятельности рейтинговых агентств (авторами значится группа депутатов) принят Госдумой во втором и третьем чтениях в конце июня. Проект был внесен в Думу в феврале этого года на фоне действий большой тройки рейтинговых агентств — Fitch, Moody's и Standard & Poor's. В начале года эти агентства резко понизили суверенные рейтинги России, причем два последних — до «мусорного» уровня (ВВ+). Такое снижение российские власти расценили как необоснованное и политически ангажированное. 

По этой причине чиновники уже неоднократно ранее предлагали перестать ориентироваться на действия «большой тройки», а законопроект призван снизить зависимость финсистемы России от политически мотивированных действий международных агентств. К тому же рейтинговые агентства сейчас фактически остаются «вне системы обособленного регулирования, контроля и надзора», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Отдельного закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств, в настоящее время не существует. Законопроект устанавливает основные понятия и условия рейтинговой деятельности — в частности, порядок внесения агентства в реестр, который будет вести Центробанк. 

Внесение в реестр не является обязательным, но только при этом условии агентства смогут присваивать рейтинги в регуляторных целях, то есть в случаях отсылок на кредитные рейтинги в законодательстве РФ. Например, рейтинги юридически важны при инвестировании временно свободных средств госкорпораций и федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, пенсионных накоплений, собственных средств, резервов страховых организаций и пр.

При этом, согласно законопроекту, аккредитованные агентства не вправе будут отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать уже присвоенные в связи с решениями органов власти иностранных государств.

ЦБ является регулятором рынка рейтинговых услуг с сентября 2013 года, до этого аккредитацией занимался Минфин. Но такая аккредитация, как указывали ранее в ЦБ, не является достаточным условием использования рейтингов в регуляторных целях. Еще Минфином аккредитовано девять компаний: Moody's Interfax, прямые филиалы Moody's, Fitch и S&P, Национальное рейтинговое агентство, АК&М, «Рус-Рейтинг», два юрлица «Эксперт РА».

Ранее на необходимости ужесточения регулирования рейтингового рынка в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении настаивал Совет Федерации. Сенаторы указывали на мягкость законопроекта, принятого в первом чтении, и на необходимости ее доработки.  

По словам сенатора Николая Журавлева, комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, членом которого он является, поддерживает текущую версия законопроекта. 

— Текущая редакция проекта является оптимальным решением поставленных задач. В том числе это касается и того перечня мер, которые, согласно новой версии проекта, вправе применять ЦБ в случае неисполнения агентствами предписаний, — говорит Журавлев.

Директор по методологии рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Елена Николаенко отметила, что ужесточение регулирования рейтингового рынка обусловлено ожидаемым расширением сферы применения рейтинговых оценок российских рейтинговых агентств. 

— Так, например, возможность включения в ломбардный список бумаг с российскими рейтингами требует более высокой меры ответственности агентств и более жестких подходов в регулировании их деятельности, — говорит Николаенко. При этом на примере банковской отрасли можно сказать, что штрафы не способны сильно влиять на качество работы кредитной организации, их доля в расходах, как правило, не более 1%.

В «Рус-Рейтинге» также не исключает, что в дальнейшем список мер воздействия может быть расширен Центробанком в виде отдельных инструкций и положений. Это может быть реализовано, отмечают в агентстве, по мере того как регулятор накопит статистику по деятельности рейтинговых агентств и выработает четкие критерии оценки их деятельности.

Начальник методического отдела Национального рейтингового агентства Максим Васин считает, что применение в отношении рейтинговых агентств таких мер, как штрафы или временный запрет деятельности, сопряжено с рядом сложностей. 

Наложенный на рейтинговое агентство штраф, по словам эксперта, можно оспорить, утверждая, что регулятор таким образом стремится влиять на методологии или уровни рейтингов, что запрещено законом. При этом органы управления не могут входить в рейтинговые комитеты, следовательно, они не влияют на рейтинги. Таким образом, применение мер в отношении них, а именно требование об их замене, исключает такую трактовку, как давление на рейтинги или методики рейтингового агентства.

— Введении временного запрета деятельности приводит к  неопределенности относительно существующих рейтингов агентства, — говорит Васин. — В отличие от банков (запрет на прием новых вкладов) или страховых компаний (запрет на новые договоры страхования) рейтинговые агентства, имеющее существенные недостатки в деятельности и не устраняющее их, должны не только лишаться новых рейтингов, но и утрачивать доверие к уже существующим. 

Стоит отметить, что даже при исключении из реестра у рейтинговых агентств останется возможность вернуться в него — но по прошествии 12 месяцев.

Источник: izvestia.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.04: 5 852 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также