Новости

Глава Сбербанка Герман Греф считает, что государство вмешивается в высококонкурентную сферу цифровой экономики, причем министерства пытаются получить проекты в этой сфере, не всегда понимая, чем именно будут заниматься. Об этом он заявил на площадке Гайдаровского форума, передает корреспондент РБК.

«У нас происходит абсолютная монополизация государством конкурентных областей, — сказал Греф. — Министерства сейчас выстроились в очередь, далеко не всегда понимая, что они будут делать: они пытаются забить соответствующую полянку». По его мнению, любая модель, которая связана с развитием новых подходов и технологий, может быть либо конкурентной, либо неконкурентоспособной.

«Когда вы создаете искусственную монополию, внедряя государство на какие-то полянки, заранее можно говорить, что вы создаете неконкурентоспособную модель, — пояснил глава Сбербанка. — Сегодня ни государство, ни какая-то одна корпорация никогда не могут обеспечить конкурентоспособность того или иного даже очень узкого продукта».

По словам Грефа, нельзя налагать «государственную монопольную руку» на какие-то элементы цифровой системы развития государства или государства как платформы, так как над развитием конкуренции не будет работать ни одна монополия.

«Мощный антилоббистский ресурс должен быть сформирован в правительстве, который не будет бороться с такими крупными игроками, как мы, — подчеркнул руководитель Сбербанка. — Помогайте слабым, [но] не надо давить сильных игроков». В качестве примера последних он привел Сбербанк и «Яндекс», отметив, что и остальным игрокам «никто не мешал прийти на рынки».

По мнению Грефа, в задаче создания государства как цифровой платформы Россия до сих пор не ответила на несколько ключевых вопросов, в частности нет ни базового сформированного подхода к созданию такой платформы, ни кадрового обеспечения решения этой задачи.

«Мы опаздываем со стратегией, и у нас нет очень ясного пути, как должны развиваться те или иные сервисы», — пояснил глава Сбербанка.

Ранее на форуме был представлен доклад Центра перспективных управленческих решений РАНХиГС, согласно которому в целом на цифровую экономику приходится более 15,5% мирового ВВП. В то же время в развитых странах она занимает в среднем 18,4% ВВП (от 10 до 35%), а в развивающихся — от 2 до 18%. В России этот показатель составляет примерно 3% ВВП.

В декабре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что объем финансирования национальной программы развития цифровой экономики за пять лет (2019–2024 годы) превысит 1,8 трлн руб. ​

Источник: rbc.ru

Сбербанк собрался выйти на рынок краудлендинга

Сбербанк намерен в первом квартале 2019 года запустить платформу краудлендинга — онлайн-кредитования физическими лицами. Об этом, как передает корреспондент РБК, сообщил в ходе Гайдаровского форума первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин.

«Это платформы, когда физлицо может дать заем юрлицу. Обычно это крайне сложно, потому что нужен какой-то посредник, нужна площадка, куда физлицо может прийти, найти интересующееся юрлицо, дать денег, доходность выше, но и, соответственно, риски выше, очевидно. Есть много таких платформ, в основном они за рубежом», — пояснил суть проекта Ведяхин.

По его словам, в первом квартале 2019 года подобная платформа будет запущена банком. Сбербанк намерен в рамках проекта предлагать оценку рисков юрлиц для кредиторов. «Мы будем предоставлять оценку рисков. Можно будет через мобильное приложение, через «Сбербанк Онлайн» сделать эту инвестицию, и в большинстве случаев Сбербанк будет соинвестором в это юрлицо. Таким образом, человек, обычный клиент, будет понимать меру риска, которую он может принимать», — рассказал он.

Краудлендинг является одним из частных случаев краудфандинга. Согласно данным Центробанка, в 2017 году рынок краудфандинга в России удвоился и достиг объема 11,2 млрд руб. При этом сектор кредитования юридических лиц, как отметили в ЦБ, стал одним из наиболее динамично развивающихся: его объем достиг 1,55 млрд руб., что на 216,3% больше, чем в 2016 году. Средняя сумма займа юрлицу составила 900 тыс. руб.

Краудфандинг (от англ. crowdfunding — финансирование толпой) — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах.

Сейчас краудфандинговыми платформами называют площадки в интернете, где инициаторы сбора средств размещают сообщение о проекте, для которого ищут финансирование, предлагая тем, кто делает взносы, некое материальное или нематериальное вознаграждение (обычно в виде первых экземпляров товара или приглашений на показ фильма, если речь идет о кино, или статуса инвестора проекта и др.). ​

«Для создания платформы у Сбербанка огромные ресурсы — активы, люди, бренд. С другой стороны, инвесторы на краудлендинге хотят ставку 15–20% против банковской ставки 6–7%. Значит, если будущая краудлендинговая платформа даст инвесторам-физлицам возможность зарабатывать 15–20% годовых, то это будет либо за счет уменьшения прибыли банка, либо за счет выдачи займов низкокачественным, высокорисковым заемщикам. Обычным для банков является другой способ — негодные по критериям заемщики перекидываются в МФО при банке», — прокомментировал сообщение зампреда банка глава p2b-платформы Penenza Дмитрий Пангин.

Пангин отметил, что еще одно ограничение связано с самим процессом кредитования банками: «Из-за обилия регуляторных и внутренних ограничений это нетривиальный процесс». Банки требуют усложнения процесса и увеличивают сроки обработки заявки на заем, что девальвирует ценность краудлендинга как инструмента быстрого привлечения средств.

В январе 2018 года о планах Сбербанка по выходу на этот рынок сообщал Reuters со ссылкой на источники, знакомые с планами банка. Два собеседника агентства сообщали, что банк готовится запустить проект краудинвестинга уже в первой половине 2018 года.

Пресс-служба Сбербанка комментировать эту тему отказалась.

Схожую платформу для кредитования малого бизнеса в 2015 году запустил Альфа-банк под названием «Поток». Оценка рисков бизнеса, как рассказывал Никита Абраменко, руководитель проектов «Альфа-Лаборатория», проводится с применением методов машинного обучения. Еще один крупный игрок на рынке краудлендинга — краудинвестинговая площадка StartTrack, созданная Фондом развития интернет-инициатив. Ее оборот в 2017 году превысил 800 млн руб.

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также