Новости

«Самый высокий процент трудоустройства среди выпускников-инженеров»

10 августа завершился второй этап зачисления абитуриентов в российские вузы. Некоторые учебные заведения могут воспользоваться правом продлить зачисление до сентября, но большинство уже ведут подсчет поступивших абитуриентов на различные направления обучения. О предварительных итогах вступительной кампании, которые окончательно будут подведены в сентябре, о том, какие именно направления обучения набирают популярность у молодежи,«Известиям» рассказал замминистра образования и науки РФ Александр Климов.

— Александр Алексеевич, уже завершилась основная приемная волна в российских вузах. Какие специальности пользуются наибольшей популярностью?

— Об окончательных итогах говорить еще рано, мы сейчас собираем данные для дальнейшего анализа. По заявлениям, которые подавали абитуриенты, самыми востребованными оказались медицинские, экономические и некоторые инженерные направления и специальности подготовки. В области инженерного образования у  абитуриентов наиболее популярны авиастроение, космическая техника, информационная безопасность, нефтегазовые направления и специальности.

Всего в период приемной кампании в вузы было подано более 2,2 млн заявлений. Однако надо заметить, что каждый абитуриент имел возможность подать заявления для поступления в пять вузов по трем направлениям. Так что окончательно итоги приемной кампании мы планируем подвести лишь в середине сентября.

— А если в целом смотреть на приоритеты выбора абитуриентов по профессиям, то как выглядит картина?

— Последние годы наблюдается рост заинтересованности в получении инженерного образования. Уже в прошлом году конкурс на эти специальности составил в среднем шесть человек на место. Можно выделить ряд направлений подготовки, по которым рост за последние годы был наиболее значительным, — это градостроительство (конкурс в 2013 году — 8,9 человека на место, в 2014 году — 20,3), ракетные комплексы и космонавтика (9,9 и 14,7), лазерная техника и лазерные технологии (7,7 и 10,9).

Востребованность инженерных специальностей обусловлена прежде всего высоким интересом работодателей к привлечению молодых специалистов, что наглядно показал проведенный Минобрнауки России мониторинг трудоустройства выпускников 2013 года.

— Что показал мониторинг трудоустройства?

— В этом году мы заключили соглашение с Рособрнадзором и Пенсионным фондом России и впервые смогли увидеть реальную картину трудоустройства и показателей средних заработных плат выпускников в течение первого года их работы. Рособрнадзор ведет реестр документов об образовании, у ПФР имеются данные о заработной плате. Мы связали две базы данных и получили интересные результаты. Согласно данным мониторинга, самый высокий процент трудоустройства, по большинству специальностей свыше 80%, отмечен именно среди выпускников-инженеров. Инженерные направления подготовки и специальности лидируют и по показателю средней зарплаты. По ряду направлений подготовки средняя зарплата превышает 40 тыс. рублей.

— А как обстоят дела с иностранными студентами в нынешней ситуации? Насколько сейчас популярно российское образование на международной арене и откуда едут поступать, на какие специальности и в какие вузы?

— Наиболее привлекательны для иностранных граждан российские вузы, активно участвующие в программах интернационализации и международного сотрудничества, налаживающие связи с зарубежными вузами-партнерами, разрабатывающие совместные образовательные программы и программы двойных дипломов. Привлечение иностранных студентов укрепляет позиции вуза на мировой арене, повышает престиж российского высшего образования, и наши вузы всё больше уделяют этому внимание. Сейчас у нас обучается порядка 180 тыс. иностранцев, в 2014 году было принято на обучение в Российскую Федерацию около 60 тыс. человек, из которых 76% — граждане СНГ.

К нам приезжают учиться граждане более чем 150 зарубежных стран.

Иностранных граждан на обучение принимают свыше 500 российских вузов. Наиболее востребованными среди иностранцев по результатам приемной кампании 2014 года являются направления подготовки и специальности инженерной и технической направленности — 32% принятых, общественные науки — 15%, медицина — 15%, гуманитарные и педагогические науки — 11%, искусство и культура — 3%.

— Меняется ли как-то ситуация с образовательной миграцией? Остаются ли Москва и Санкт-Петербург своего рода центрами притяжения иногородних студентов?

— Москва и Санкт-Петербург продолжают оставаться центрами притяжения абитуриентов: на долю этих регионов приходится четверть всех бюджетных мест бакалавриата и специалитета. Здесь самый высокий конкурс и самые высокие баллы ЕГЭ зачисленных.

При этом традиционно высоким остается конкурс на обучение в вузах, расположенных в регионах с разветвленной образовательной сетью. Это Томская область, Татарстан, Приморье и ряд других регионов. Конкурс в этих регионах на 1–3 человека на место больше, чем в среднем по России. Это связано с наличием в этих регионах федеральных и национальных исследовательских университетов.

— Какое-то время назад активно обсуждались введение норм ГТО в школах и дальнейший зачет их баллов при поступлении в вуз. Когда подобный механизм заработает на полноценной основе?

— Внедрение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» во всех регионах начнется с января 2016 года, сейчас проходит пилотный этап. Мы включили возможность учета индивидуальных достижений в порядок приема в этом году за счет начисления баллов за индивидуальные достижения, среди которых в том числе и сдача нормативов «Готов к труду и обороне».

— Мы писали в свое время, что министерством прорабатывается вопрос создания детских комнат при вузах, где молодые студенты могли бы оставить своего ребенка на время занятий. Такие комнаты уже созданы?

— Эта проблема касается молодых мам, обучающихся на подготовительных отделениях, студенческих семей, семей молодых преподавателей. По нашим данным, 20 подведомственных Минобрнауки вузов располагают детскими игровыми комнатами или комнатами временного пребывания детей. 

— А как обстоят дела с онлайн-образованием?

— Мы развиваем это направление, нами утверждены все необходимые нормативные документы по применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

На первом совещании Совета Минобрнауки России по открытому образованию в декабре прошлого года было принято решение о создании национального портала открытого образования — общедоступной площадки для всех студентов и образовательных организаций. На портале будут размещены онлайн-курсы для обучения студентов, разработанные ведущими вузами, а также нормативные документы.

Источник: izvestia.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 17.05: 11 102 руб.
Поддержали проект: 13 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также