Из порта Владивостока к архипелагу Курильской гряды отходит большой десантный корабль "Адмирал Невельской", а с ним — несколько вспомогательных судов Тихоокеанского флота. Это совместная экспедиция военных и ученых из Русского географического общества.
Курс — на Матуа, остров, который в годы Второй мировой войны японцы превратили в неприступную крепость со всепогодным аэродромом, взлетная полоса которого подогревалась за счет горячих термальных источников, и подземными сооружениями в несколько этажей. Более 3 тысяч солдат японского гарнизона острова сдались без боя 25 августа 1945 года, но перед тем, как капитулировать, они взорвали входы в подземелье, тем самым законсервировав их.
Загадочный остров начал приоткрывать свою тайну лишь недавно, когда после извержения вулкана и землетрясений стал изменяться его ландшафт, и некогда скрытые военные сооружения стали явными.
Руководитель экспедиции, заместитель командующего Тихоокеанским флотом Андрей Рябухин сообщил: "Организована экспедиция с целью возможного перспективного расположения дислокации сил войск Тихоокеанского флота. Это основная цель, и под нее решается ряд задач, которые обеспечивают основную цель. Это такие, как инженерная разведка, а также изучение фортификационных сооружений, которые остались со времен Великой Отечественной войны в целях дальнейшего их использования по назначению".
Предыдущие экспедиции находили на Матуа лабораторное оборудование и противогазы. Военные говорят, что не исключено, что там находилось секретное производство химического оружия, которое Япония во время Второй мировой войны активно применяла против Китая. Удаленность острова служит еще одним аргументом, подтверждающим эту версию, поэтому на его территории будет проведена химическая разведка.
Профессор кафедры военной токсикологии и медицинской защиты Военно-медицинской академии им С. М. Кирова, доктор медицинских наук Владимир Рейнюк отмечает: " Там еще существовал аэродром. Японцы обладали авиабомбами по 50 килограммов. Это тоже косвенный признак возможного наличия химического оружия или его компонентов на этом острове. Если будете находить что-то подобное, ни в коем случае не брать в руки, никаких мер не предпринимать — только сообщить руководству экспедиции. Для этого существуют специальные команды, которые будут определять, что это за вещество. И будут приниматься меры".
Безопасность, в том числе, будут обеспечивать представители Военно-медицинской академии. Задача экспедиции — исследовать сушу, морское дно, подземелье и ликвидировать все возможные скрытые угрозы.
После окончания войны прошло семь десятилетий, но до сих пор остается загадкой, куда самураи дели боеприпасы, оружие и военную технику. Кроме винтовок, советские войска здесь ничего не обнаружили. Возможно, вооружение было выброшено в жерло вулкана или до сих пор находится в подземных арсеналах. Чтобы докопаться до истины, мы везем с собой георадары, тяжелую технику и бурильную установку.
Остров, на который мы отправляемся, сейчас необитаем, поэтому все необходимое для жизни на нем и исследований экспедиция берет с собой. Вот, например, дизель-электрогенератор, который будет снабжать электричеством весь лагерь, мобильная биолого-химическая лаборатория для экспресс-анализов, резервуары с водой, палатки, даже дрова — ведь на острове не растут деревья, там сплошные камни.
Мы везем с собой даже корабль — небольшую баржу, которая будет курсировать между грузовым судном и берегом. Швартоваться там будет негде, поэтому придется встать на рейде в нескольких километрах от острова.
Три дня пути вдоль берега Приморья проходили в штиль. За сутки проходим по 200 морских миль. И вот на горизонте появляется Сахалин, а в небе — самолет с флагом Страны восходящего солнца. GPS-навигатор показывает, что мы находимся рядом с проливом Лаперуза, здесь же — территория Японии. И вот воздушное судно-разведчик Японии рядом с нашим кораблем. Видимо, собирает развединформацию. Сделав три круга, самолет вернулся к своему берегу, а мы вышли в Охотское море. Около Южных Курильских островов нас сопровождала безветренная погода, а на подходе к Средним налетел ураган — обычное явление для этого времени года.
Внезапно налетевший штормовой ветер, который сбивает с ног и разгоняет на море большую волну, заставил экспедицию ждать в относительно тихой бухте острова Симушир. Нам придется простоять здесь день или два, выжидая погоду, потому что из-за конструктивных особенностей нашего судна — оно плоскодонное — мы не можем идти по морю при волнении больше 3 баллов.
На море — 4 балла, рулевой пытается выправить судно так, чтобы оно носом разрезало волну — так меньше качает. На следующий день ветер немного успокоился, мы снялись с якоря и продолжили свой маршрут.
И вот мы у берегов Матуа. Снег здесь еще не растаял, с океана дуют сильные ветра. Впереди — разгрузка и установка лагеря, на это понадобится несколько дней. А затем несколько месяцев — на исследование острова.Площадь острова Матуа едва превышает 70 квадратных километров.
Первое упоминание об острове Матуа найдено у Ивана Козыревского, который был на самых северных островах Шумшу и Парамушире в 1711-м и 1713-м годах и собрал много сведений о всей гряде. Матуа он называл островом Мотого. Казачий сотник Иван Черный, доходивший в 1766–1769 годах до Итурупа, называл Матуа островом Мутова.
В своем отчете он писал о нем: "Мутова — на нем сопка, коя по объявлению курильцев в недавних годах преужасно горела, причем по всему острову разметало каменья так, что и летающих птиц во многом числе оными поубивало. Коренье все выгорело и заметано камнем".
Дот на Матуа
Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа – кстати, сами японцы произносят его название как Мацуа-то – в мощнейшую крепость, в непотопляемый авианосец, контролировавший северо-запад Тихого океана. Здесь располагался крупный аэродром с тремя длинными взлётными полосами, позволяющими поднимать самолёты практически при любом направлении ветра. Полосы подогревались термальными водами, а потому могли использоваться круглый год.
Останки американских самолетов на Матуа.
Американцы интенсивно бомбили Курилы. При этом они понесли серьезные потери. Только над Матуа было сбито около 50 американских бомбардировщиков. У этого же острова в июне 1944 года американская подводная лодка SS-233 «Херринг» всплыла на несколько минут, чтобы атаковать в надводном положении японский корабль, но была немедленно потоплена огнем береговых батарей. Удивительно, что 26 августа 1945 года, когда японцы сдали Матуа нашим десантникам, на острове почти не осталось артиллерии. До сих пор неизвестно, куда делись пушки — то ли их утопили в море, то ли спрятали в бесчисленных подземных туннелях и лабиринтах.
Следы японских укреплений видны и по сей день
Опасаясь бомбардировок и обстрелов с моря, японцы все глубже зарывались в землю, и к лету 1945 года на Матуа не было свободного места от всевозможных оборонительных фортификаций в виде рвов, траншей, окопов, блиндажей, дотов и дзотов, люнетов, подземных убежищ и целых галерей. К этому времени остров Матуа, как и многие другие Курильские острова, превратился в настоящую крепость посреди океана, взять которую было проблематично. Но русским посчастливилось штурмовать только один остров, самый северный на Курилах, — Шумшу, остальные были взяты меньшей кровью, а то и вовсе без боя. В этом ряду и остров-крепость Матуа. Его гарнизон сложил оружие перед нашими войсками 26–27 августа 1945 года.
Церемония сдачи в плен военнослужащих 41-го отдельного пехотного полка, входившего в гарнизон острова Матуа. Японский офицер — командир полка, полковник Уэда.
Есть достаточно оснований полагать, что на Матуа находились какие-то секретные японские объекты. Вполне вероятно, что это были лаборатории по разработке химического или бактериологического оружия.
Эти предположения вызывают очень серьезную тревогу. Дело в том, что вдоль гряды пролегает теплое течение Куросио. Оно кардинально меняет климат региона, и зима здесь в 3-4 раза теплее, нежели в соответствующих широтных зонах Дальнего Востока. И если на Матуа находятся неконтролируемые арсеналы бактериологического оружия, то велик риск, что в случае, например, землетрясения или извержения вулкана, целостность контейнеров с ними может быть нарушена, а инфекция распространится по всей акватории Тихого океана.
Останки секретных лабораторий на Матуа.
После капитуляции Японии 14 августа и до захвата острова советским десантом 27 августа 1945 года у японцев было достаточно времени, чтобы скрыть и законсервировать все наиболее важные и ценные островные объекты. Удивительно, но, судя по описи захваченного на острове оружия и снаряжения, десантники не нашли на Матуа ни одного самолёта, танка или орудия. На 3811 сдавшихся японских солдат и офицеров оказалось в наличие всего-то 2127 винтовок. При этом лётчики, моряки и артиллеристы куда-то исчезли, а в плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал.
Бочка от вермахта
Сюда приходили, совершив почти кругосветный поход, подводные лодки Третьего рейха. Американцы неоднократно пытались уничтожить аэродромы и островные объекты, потеряв в боях с десяток самолётов и как минимум две подводные лодки.
И сегодня японский аэродром на Матуа — шедевр инженерной мысли: впечатляет качество бетона — на нем почти нет трещин, несмотря на то, что прошло более шести десятилетий. Небезынтересно, что взлетные полосы подогревались местной термальной водой, которая подводилась по специальному желобу от месторождения, располагавшегося, видимо, где-то на склоне вулкана Сарычева (Фуе).
Дот
Аэродром
Останки аэродромной техники
Россыпи железных бочек из-под топлива - характерная примета северных аэродромов.
О том, что происходило на Матуа в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову.
Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова погранцы были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.
Выставка под открытым небом
Останки американских самолетов
Доты
Дот внутри
Котельная
Вход в подземелье
Останки лабораторий.
Под землей.
Многие подземные переходы сегодня затоплены.
Уникальные сооружения остались и на земле.
Береговые доты
Однако шансы разгадать загадку Матуа в течение одной экспедиции невелики. Климат региона – один из самых суровых в стране: в течение всего года на островах задувает сильный ветер, в сумме более месяца за сезон. И только летом атмосфера здесь успокаивается. Но это совсем не означает, что в это время года погода благоприятна для экспедиций. Весной-летом с океана на побережье все чаще выносит плотные туманы. Например, в период с июня по август Курилы погружены в «молоко» в течение 32-х дней. Так что, остров необходимо изучить, тем более, что это носит не только исследовательский интерес.
Немало загадок хранит и соседний остров Шумшу, где находилась военно-морская база Катаока, приспособленная для базирования практически любых надводных судов. База располагала сильной противодесантной обороной, состоящей из нескольких рубежей разветвленной системы противотанковых рвов, эскарпов, а также без малого 60 дотов и дзотов, связанных между собой подземными галереями. Почти все фортификационные сооружения имели железобетонную обшивку, толщина стен дотов достигала 3 м, а глубина подземных галерей — 70 м, что обеспечивало неуязвимость от ударов артиллерии и авиации. На острове находились 8500 солдат, почти 60 танков, около 100 орудий различного калибра и более 300 пулеметных точек.
А это мирный советский трактор.