Аналитика

Большинство читателей знакомы с многолетним противостоянием по эмиссионному вопросу между ЦБ РФ в лице Кудрина, Набиулиной, Силуанова с одной стороны и Глазьева со товарищи с другой стороны.

В теоретических изысканиях, графиках и формулах недостатка нет. На АШ подобные статьи появляются с завидной регулярностью.

В данной статье я хотел бы пройтись по практическим кейсам, а практика как вы помните является критерием истины.

Ниже представлены несколько историй из моей практики. На первый взгляд это можно отнести к случайности или к разовым акциям не меняющим общую картину. Я признаться, по началу так и думал, пока не понял, что подобные схемы я вижу у 5-10% проверяемых компаний.

Итак, поехали!

Эпизод первый:

На юге России, есть небольшой заводик, производящий различные агрегаты и комплектующие для тракторов, станков и т. д. Покупатели за товар могут расплачиваться годами. Например, один производитель тракторов тянул с оплатой уже год. Нет, он конечно платил по чуть-чуть, но сама задолженность только росла. Приехал гонец, с нашего завода на тракторный и в который раз услышал знакомую песнь «о неплатежах», о том как все плохо. Только плач это был не навзрыд как у Ярославны, а хриплым мужским басом, и в глазах была тоска и безнадега. Рад бы что-то пообещать, да не могу! Так как гонец наш был южных кровей, он возьми да и ляпни: «А что, тракторами может часть долга вернешь?» После этих слов, у нашей Ярославны с хриплым мужским басом в глазах просветлело, блеснул огонек: «Да легко! Пошли на стоянку, выберешь что надо!». Уж не знаю, как там они распихивали тракторы по братьям-сватьям или еще какими способами. Но только долг был успешно погашен. На следующий год наш гонец опять примчался на завод уже просить трактора «в беспроцентную рассрочку на год-два». У них там своеобразная очередь из желающих образовалась, денег опять же нет, но отдают с полученного урожая или опять же бартером.

Эпизод второй:

Выставочный центр в одном из городов миллинонников. В бухгалтерии и висит объявление «Рекламным агентствам и СМИ денег не платим, со всеми рассчитываемся площадями. Ответственный исполнитель Иванов из юротдела», и подпись финансового директора. Данный выставочный центр достаточно большая организация, с советских времен ей достались десятки тысяч квадратных метров площадей и не плохо функционирующая бизнес модель. Ежегодный бюджет на рекламу и СМИ исчислялся сотням миллионов рублей.

Как вы думаете, какой процент рекламных агентств и СМИ отказались от работы с этой организацией? С моей точки зрения, это ничтожно малый процент, в сравнении с полученной выгодой. На новых условиях отказалось работать 10% контрагентов. В течении года 5% контрагентов одумались, и пошли на новые условия.

С точки зрения оптимизации бизнес процессов это безусловный успех! Всем сторонам пришлось немного умерить аппетиты, дать скидки, заняться наконец планированием. Но оно того стоило, интенсивность использования площадей повысилась, а расходы снизились. Причем, многие рекламные агентства тоже остались в выигрыше, т. е. это как раз система win-win.

Эпизод третий.

У моей знакомой несколько бизнесов, один из них продажа земли, в нескольких коттеджных поселках. Потребовалось этой даме сделать ремонт в новом офисе, а хороший ремонт нынче дорог. В фирмах, предлагающих услуги ремонта сейчас недостатка нет, только деньги плати. Но денег-то как раз всегда и не хватает.... И созрел у этой дамы гениальный план: «А предложука я за работу не деньги, а землю, в любом поселке который приглянется строителям!?». В настоящий момент, имеем, шикарный отремонтированный офис, и хозяина строительной фирмы строящего дом на своем новом участке земли! Все довольны!

Эпизод четвертый.

Мой сосед по даче, хозяин местной строительной фирмы, строит дома, у него своя лесопилка, делянка в лесу, куча строительной техники. По соседству есть песчаный карьер и торфоразработки они принадлежат другому хозяину. С большим удивлением, я узнал, что между этими бизнесменами товар ходит весьма интенсивно, а вот деньги практически не ходят! Поясню, они отгружают товары и услуги друг другу «в долг», а в конце месяца/квартала садятся и считают, кто-кому сколько должен. Часть задолженности просто схлопывается, а с остальной решают, что будут делать сообща. Эти бизнесмены очень удивились, когда узнали от меня, что их схема называется клиринг))))))

Можно привести еще десяток примеров, когда бизнесу приходится сталкиваться с нехваткой или отсутствием денег и решать эти вопросы совсем не так, как описано в учебниках по экономике.

По роду своей деятельности я много общаюсь с бизнесменами, у всех разные проблемы, но есть несколько общих факторов, которые я попытаюсь обобщить. Все бизнесмены уверяли, что могут нарастить производство на 20-50% в ближайшее время, у многих просто простаивают мощности. Все жаловались на отсутствие платежеспособного спроса, не самого спроса как такового, а именно платежеспособного.

Студенты экономических вузов сказали бы: «Значит этот товар или услуги не конкурентоспособный или просто нафиг никому не нужны!».

Вышеописанными примерами, я показал, что это утверждение в корне не верно и оторвано от экономической действительности. В моих примерах, из реальной жизни, добавленная стоимость создавалась, богатство росло, удовлетворялись потребности людей и бизнеса, но деньги при этом не использовались. Можно даже утверждать, что экономика росла и функционировала вопреки.

Все мы слышим мантры о «конкуренции», что это такая волшебная палочка, которая делает товары лучше и дешевле. В нашем мире, самая большая конкурентная борьба развернулась за такой товар как «деньги». Кто имеет доступ к деньгам, тот и выиграет конкурентную борьбу. К качеству товара и его дешевизне конкуренция имеет весьма опосредованное отношение.

Зачастую бизнес не может позволить себе такую роскошь как конкуренция, у него просто нет на это ресурсов. Единственный и естественный ответ который может дать бизнес в условиях жесточайшей конкуренции это выход из навязанной ему парадигмы. Антитезой конкуренции является кооперация. Вы заметили, что во всех примерах бизнесмены именно кооперировались для решения общих задач? В парадигме конкуренции данные задачи были принципиально не решаемы!

Институт обмена или бартера был характерен для экономики первобытно-общинного строя, уже в рабовладельческом и феодальном строе были деньги. Как вы думаете, почему современный бизнес в нашей индустриальной или постиндустриальной (как кому угодно) экономике возвращается к практикам тысячелетний давности?

Завершу свое повествование немного провокационным вопросом.

Со всех сделок, в результате которых экономический субъект получил прибыль он обязан заплатить налог. Даже если прибыль была получена в натуральном выражении. Коллеги, как вы думаете, все ли экономические субъекты отразят в своих налоговых декларациях сделки которые налоговый орган не в состоянии выявить? А ведь вышеописанные сделки это как раз сложновыявляемые! Усложним вопрос, если у компаний не было денег для совершения операций в обычной денежной форме, как вы думаете, найдутся у них деньги на налоги по данным операциям?

После прочтения данной статьи, как вы думаете, нужна ли нам дополнительная эмиссия?

Источник: Афтершок

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"