Аналитика

Крупнейший российский банк выходит на рынок краудлендинга — коллективного кредитования компаний физлицами. В силу масштабов основного бизнеса Сбербанк может претендовать на лидерство и в этом сегменте. Зачем новый проект банку и его клиентам, выяснял РБК

Сбербанк собирается в первом квартале 2019 года запустить платформу краудлендинга — онлайн-кредитования компаний физическими лицами, заявил в ходе Гайдаровского форума первый зампред Александр Ведяхин.

«Это платформы, через которые физлицо может дать заем юрлицу. Обычно это крайне сложно, потому что нужен какой-то посредник, нужна площадка, куда физлицо может прийти, найти интересующееся юрлицо, дать денег. Доходность выше, но и, соответственно, риски выше, очевидно», — пояснил Ведяхин суть проекта.

Сбербанк предложит физлицам кредитовать компании посредством так называемых p2b-переводов через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», которое сейчас насчитывает, по данным банка, 42 млн активных пользователей (не менее раза заходивших в приложение за 30 дней).

Банк будет предлагать потенциальным кредиторам оценку рисков юрлиц. «В большинстве случаев Сбербанк будет соинвестором в это юрлицо. Таким образом, человек, обычный клиент, будет понимать меру риска, которую он может принимать», — рассказал Александр Ведяхин.

Другие детали проекта в Сбербанке не раскрывают.

Рынок краудлендинга в России

Краудлендинг, или p2b-переводы (выдача займов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю физическим лицом), — один из частных случаев краудфандинга (от англ. crowdfunding — коллективное финансирование). Объем российского рынка краудлендинга за девять месяцев 2018 года составил 6,5 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе ЦБ. Это почти 60% от всего рынка краудфандинга, объем которого достиг за три квартала прошлого года 11,1 млрд руб. (против 7,6 млрд руб. за аналогичный период прошлого года).

Объем рынка может быть и больше, так как ЦБ обрабатывает только отчетность, которую краудфандинговые площадки сдают на добровольной основе. Сравнение с предыдущим периодом также может быть нерелевантным из-за появления крупных игроков, которые начали предоставлять свои данные, например, в 2018 году, а до этого не предоставляли.

Почему краудлендингом интересуются граждане

Доходность вложений на краудлендинговых платформах, как правило, хорошая — в частности, доходность зарубежных платформ измеряется в диапазоне 10–20% в долларах США. Неудивительно, что с 2013 по 2016 год сумма кредитов, выданных краудлендинговыми компаниями, выросла в мире в 22,8 раза, говорит старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин. У клиентов есть возможность получить доход намного выше рыночного, хотя и с более высокими рисками, отмечает он.

Обычно в краудлендинге, говорит партнер EY Томас Мартин, есть два типа кредиторов:

- одни верят в то, что определенный проект, в который они вложились, выстрелит, и на финансовую отдачу они не смотрят;

- вторых интересует лишь возвратность вложений, и они тщательно отбирают проекты.

Платформа Сбербанка будет импонировать клиентам, поскольку кредитоспособность банка очень высока, а значит, вероятность дефолта самой платформы очень низка (меньше 1%), полагает Гришунин.

Одно из препятствий, с которым может столкнуться физическое лицо, желающее вкладываться в краудлендинг: лимит для частных вложений в проекты через краудфандинговые платформы. На рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект, который предлагает установить потолок в 600 тыс. руб. в год для инвесторов, не имеющих статуса квалифицированных.

Кому выгодно занимать через краудлендинг

Через краудлендинг кредитуются мелкие компании или компании, которые только создаются, говорит Томас Мартин. «В основном это два направления проектов: искусство (кино, музыка, театр) и технологии», — уточняет он. Часто таких заемщиков банки не хотят кредитовать напрямую, так как проекты в области искусства или технологий сложно оценить с точки зрения дальнейшей прибыльности, поясняет Мартин. Компании, кредитуемые через краудлендинговые платформы, обычно осуществляют возвратность средств либо деньгами и акциями, либо же собственным продуктом.

Для заемщиков, не имеющих официального дохода, самозанятых, малых предпринимателей с недлинной историей получение кредита через краудлендинг — более простой способ, чем обращение в банк, говорит Сергей Гришунин, добавляя, что заемщик должен понимать, что процентная ставка по таким займам будет намного выше.

Существенного сокращения кредитования малого и среднего бизнеса самим Сбербанком ожидать не стоит, поскольку краудлендинг пока не сильно распространен в России и регулирование этого рынка находится в зачаточном состоянии, считает ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Михлина. «Думаю, это стоит рассматривать как своего рода эксперимент и поиски новых инструментов альтернативного финансирования МСБ», — отмечает эксперт.

Зачем новый проект Сбербанку

Краудлендинг с учетом незначительных сумм инвестиций — нишевый продукт, говорит Томас Мартин. Поэтому для банков, где наметился сейчас тренд на создание маркетплейсов и экосистем, запускать подобные продукты логично. Это объясняется скорее не финансовой выгодой, а имиджевой, считает эксперт: «Для банков использование такой модели кредитования — это дополнительный комиссионный доход, а также возможность привлечения новых клиентов».

Для Сбербанка краудлендинговый проект — это, во-первых, возможность выхода в сегмент с высокой доходностью в ситуации, когда доходность традиционного банкинга значительно снизилась, отмечает Сергей Гришунин. Во-вторых, это возможность избежать ограничений ЦБ при выдаче кредитов определенным группам заемщиков. Сейчас, если банк будет выдавать кредиты заемщикам с высоким уровнем долговой нагрузки, к ним будут применяться повышенные коэффициенты, а это будет давить на капитал.

Чаще банки перекидывают не подходящих под их критерии заемщиков в МФО (микрофинансовые организации) при них, указывает глава p2b-платформы Penenza.ru Дмитрий Пангин. Возможно, Сбербанк решил выбрать для этого другую модель, открыв краудлендинговую платформу.

Создать успешно работающую краудлендинговую платформу не так просто, говорит Гришунин. Для этого необходимо:

- разработать собственную систему присвоения рейтингов заемщикам на платформе и порядок их присвоения;

- убедить клиентов в преимуществе подобного рода операций, но при этом избежать маргинализации, когда на платформе будут кредитоваться лица с низкой кредитоспособностью;

- способствовать повышению финансовой грамотности граждан и понимания ими рисков данного бизнеса.

С кем Сбербанк будет конкурировать

Игроков на рынке краудлендинга в России пока не очень много, а официальный объем рынка — около $100 млн (6,2 млрд руб.). Платформу под названием «Поток» для кредитования малого бизнеса в 2015 году запустил Альфа-банк. Объем этого вида бизнеса банк не разглашает. Еще один крупный игрок на рынке краудлендинга — краудинвестинговая площадка StartTrack, созданная Фондом развития интернет-инициатив. Ее оборот в 2017 году превысил 800 млн руб. Довольно большой оборот инвестиций в 2018 году продемонстрировала и площадка Penenza.ru: физлица выдали займов компаниям в 2018 году на 1,3 млрд руб.

Поскольку в России краудлендинговые платформы пока не очень развиты, Сбербанк может создать и поддерживать длительное время практически квазимонополию на этот вид бизнеса, говорит Гришунин.

Сбербанк вполне может занять лидирующие позиции на рынке краудлендинга с учетом его обширной базы клиентов, как физических лиц — потенциальных кредиторов, так и юридических — потенциальных заемщиков, отмечает и руководитель блокчейн-интегратора Sputnik DLT Артем Толкачев. Немаловажно, что у Сбербанка есть и множество информации о потенциальных заемщиках, что позволяет увеличивать точность скоринга (оценки). Запуск собственной краудлендинговой платформы выглядит вполне логичным, потому что у банка уже есть все необходимые составляющие, резюмирует Толкачев.

Однако краудлендинговый бизнес принципиально отличается от банковского и в процессах, и в регулировании, и в подходе к оценке рисков, предупреждает Дмитрий Пангин. Если Сбербанк сможет перестроить процессы и найти принципиально иной небанковский подход, то конкурент из него может получиться очень сильный, заключает Пангин.

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.04: 5 852 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также