Аналитика

Китайский экономический бум как косой прошелся по американскому рынку труда. С тех пор, как Китай присоединился к Всемирной торговой организации 17 лет назад, США потеряли 3,4 миллиона рабочих мест. Только последнее десятилетие Америка лишилась как минимум 1,3 миллионов рабочих мест, что и привело к нынешней торговой войне между Пекином и Вашингтоном, а также увеличило на 100 миллиардов долларов внешнеторговый дефицит США.

Подпись к изображениюЗаброшенный сталелитейный завод в городе Вифлеем, штат Пенсильвания

«Рост дефицита внешней торговли с Китаем в период между 2001 и 2017 годом стал причиной потери 3,4 миллионов рабочих мест, в том числе 1,3 миллиона в период с 2008 года, первого полного года Великой рецессии», – говорится в докладе, опубликованном вашингтонским некоммерческим аналитическим центром «Институт экономической политики».

«Почти 74,4 процента или 2,5 миллиона потерянных рабочих мест приходятся на производственный сектор», – указывают соавторы доклада Роберт Скотт и Зейн Мохайбер.

Глубина и масштабы проблемы таковы, что она затронула 50 штатов, а также разрушила компьютерную промышленность и индустрию электронных компонентов, поскольку крупные американские компании перенесли производство в Китай. Тяжелый ущерб был нанесен и другим секторам, в том числе производству одежды, электрооборудования и бытовой техники.

Это, в свою очередь, «сыграло большую роль в кризисе, разразившемся в производственной сфере», спровоцировав антикитайские настроения и усиление экономической холодной войны между администрацией президента Дональда Трампа и правительством Си Цзиньпина.

«Торговый дефицит в компьютерной и электронной промышленности вырос больше всего, и потеря рабочих мест составила 209 тысяч, – подчеркивается в докладе. – Рост импорта стали, алюминия и других капиталоемких продуктов угрожал сотням тысяч рабочих мест в ключевых отраслях, таких как черная и цветная металлургия, машиностроение и производство металлоизделий».

Разумеется, это не могло не повлиять на политику Вашингтона. Тем не менее, в Пекине торговая война Трампа все чаще рассматривается как способ сдержать растущую экономическую и военную мощь Китая.

Введя «военные» тарифы на китайский экспорт на сумму более 250 миллиардов долларов, Белый дом рассчитывает заставить Си Цзиньпина изменить курс и пересмотреть свою высокотехнологичную программу «Made in China 2025», а также существенно увеличить прозрачность своей инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) общей стоимостью 1 триллион долларов.

«Однако, операция, которая должна была, по замыслу Трампа, стать успешным блицкригом, превратилась в затяжную окопную войну, – сказала профессор Лондонской школы экономики Джин Кэйю. – По мнению Китая, на самом деле Соединенные Штаты не устраивает не только специфика его торговой политики, но и общая модель развития экономики, а прежде всего надежды стать крупной глобальной державой, которые никак нельзя назвать необоснованными».

В центре внимания авторов доклада находятся сегменты американского рынка труда в производственном секторе. По мнению экспертов Института экономической политики, использование Китаем государственных субсидий, манипуляций с обменным курсом национальной валюты и избыточное производство создали неравные условия конкуренции. Это мнение отражает позицию официального Вашингтона.

«Недобросовестные методы торговли в сочетании с манипуляциями валютой, а также низкой заработной платой и несоблюдением трудовых прав, породили поток демпингового и субсидированного импорта, который значительно превысил рост американского экспорта в Китай», – подчеркивают Скотт и Мохайбер, добавляя, что это уже привело к сокращению заработной платы во многих отраслях США.

Естественно, Пекин неоднократно отвергал эти обвинения, настаивая на своей приверженности свободной торговле, открытым рынкам и правилам Всемирной торговой организации. В то же время, правящая Коммунистическая партия ясно дала понять, что Китай не намерен капитулировать.

Си Цзиньпин вновь озвучил линию партии во время своей поездки в провинцию Гуандун в начале этой недели, где он призвал к тому, что страна должна «опираться на собственные силы».

«Чтобы из большой страны превратиться в сильную, мы должны придать первостепенное значение развитию реальной экономики, – сказал он. – Ключевым элементом реальной экономики является производство, а основная сила производства заключается в инновациях и обладании основными технологиями».

«Мы должны стремиться к инновациям, опираясь на собственные силы, и я надеюсь, что все предприятия будут активно работать в этом направлении», – добавил Си Цзиньпин.

Уже на протяжении трех месяцев в многочисленных редакционных статьях государственных СМИ подчеркивается этот подход, а ответом на американские угрозы стал призыв «не сдаваться».

Заместитель председателя влиятельной организации «Народный политический консультативный совет Китая» (НПКСК) Чжан Цинли повторил эту мантру в понедельник во время встречи с представителями Американской торгово-промышленной палаты в Гонконге. «Мы не боимся торговой войны. Мы не хотим воевать, но и отступать не собираемся», – цитирует Чжана китайская пресса.

Как бы то ни было, Соединенные Штаты всерьез взялись за решение проблемы. В прошлом году торговый дефицит составил более 375 миллиардов долларов, а в нынешнем сентябре он достиг рекордных 34,13 миллиардов за один месяц и 225,79 миллиардов за первые три квартала.

«Многие опасаются, что это только начало конфликта, который может повлечь значительный ущерб, и далеко не только в торговой сфере», – сказала Джин Кейю из Лондонской школы экономики. Горькая мысль, учитывая, что Америка уже потеряла десятилетия и миллионы рабочих мест.

Источник: mixednews.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.03: 4 202 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также