Аналитика

Поздним вечером 21 июля стало известно, что правительство ДНР объявило о введении временной администрации на Донецком электрометаллургическом заводе (ДЭМЗ), который принадлежит российской компании "Мечел".

В медиапространстве Украины сразу заговорили о "захвате предприятия боевиками" под руководством председателя Совета министров непризнанной Донецкой народной республики Александра Захарченко.

Менеджмент корпорации "Мечел" распространил информацию о том, что в результате действий руководства ДНР "существует риск утраты контроля (со стороны "Мечел" — Ред.) на неопределенный срок над любой будущей производственной и коммерческой деятельностью ДЭМЗа".

На самом деле речь идет не о "захвате" металлургического завода и даже не о его экономической санации, а о целенаправленной политике национализации производственных мощностей Донбасса с последующей их повторной приватизацией.

Мир во время войны

На протяжении двух лет существования непризнанных республик — ДНР и ЛНР на этой территории не только воевали и не только восстанавливали разрушенное гражданской войной хозяйство. Все эти два года, хотя и внешне незаметно, шло формирование новой бизнес-элиты республик.

Донбасс — одна из самых промышленно насыщенных территорий востока Украины. Военные действия, развернутые в марте 2014 года на этой территории по решению тогдашнего и.о. президента Украины Александра Турчинова, на некоторое время приостановили производство. Исключением стали несколько шахт и коммунальных предприятий.

Бежавшие из Донбасса олигархи, предприниматели и владельцы промышленных предприятий, оставили не только свою собственность, но и сотни тысяч людей без работы, без средств к существованию. Постепенно в Донбассе стало возрождаться производство — сначала в виде торговли, ремонтных предприятий, теперь дело дошло до промышленности.

Как рассказал мне один из владельцев нескольких крупных промышленных предприятий Донбасса, обосновавшийся в Москве, в его донецком офисе сначала появились бойцы ДНР. Потом туда пришли менеджеры среднего звена из его же предприятия, и теперь оно начало функционировать, хотя и в ограниченном режиме — поставки комплектующих раньше шли с Украины. Но постепенно старый-новый менеджмент завязал новые экономические связи с российским малым и средним бизнесом, и дело пошло.

По словам моего собеседника, предприятия, которые принадлежат ему юридически, практически им не управляются. Основная часть прибыли от их деятельности остается на счетах в Донецке, а налоги идут в бюджет ДНР.

"Впрочем, — утверждает предприниматель, — прибыли сейчас почти нет, поскольку предприятие было рассчитано в основном на поставку продукции на экспорт, а экспорт сейчас не осуществляется — санкции мешают. Но и я не могу влиять на экономическую и финансовую политику. Мне въезд на территорию ДНР закрыт, я там просто никому не нужен".

Мой собеседник, пожелавший остаться анонимным, рассказал и о том, что планировал продать свои донецкие активы. Но не получается — украинский бизнес сюда не пойдет. Российский тоже. А у местной бизнес-элиты и денег соответствующих нет и, по большому счету, особой необходимости в этом — предприятия, о которых идет речь, все равно остаются под управлением местных менеджеров и предпринимателей.

Но главное, с чем в конечном итоге согласился со мной собеседник, в условиях экономической блокады предприятие действует, работники получают зарплату, само производство поддерживается, и, что очень важно, предприятие не разграблено, не убито.

Между Киевом и Донецком

Есть еще одна категория бизнесменов, с которой у руководства непризнанных республик складываются непростые отношения. Это прежде всего те бизнесмены, которые живут на территории Украины и активно участвуют в жизни предприятий, которые им принадлежат в Донбассе.

О них не принято громко говорить ни на Украине, ни в ДНР/ЛНР. Потому что, имея в собственности производство на территории Донбасса, получая доходы, эти бизнесмены платят налоги на Украине, то есть правительству, возглавляемому Владимиром Гройсманом и президентом Петром Порошенко. Эти налоги опосредованно идут на обеспечение Вооруженных сил Украины, действующих против ДНР и ЛНР в зоне антитеррористической операции.

О каких суммах в подобных схемах идет речь, точно сказать никто не может (или не хочет), но то, что таких предприятий немало, хорошо понимают по обе стороны границы — и в Донбассе, и на большой Украине.

Эти предприятия и их владельцы находятся в зоне умолчания не случайно. Для руководителей непризнанных республик сейчас важно не имена владельцев, а то, что работающие на заводах люди получают зарплату, и это поддерживает экономику республик. А для правительства Украины важно, что налоги с этих предприятий, несмотря на экономическую блокаду Донбасса, пусть кривыми путями и не в полной мере, но все же поступают в бюджет.

Так бизнес-сообщество Донбасса учится выживать в условиях экономической блокады, гражданской войны и неясной структуры собственности.

Национализация как необходимость

 
В этом смысле произошедшее с Донецким электрометаллургическим заводом, принадлежащим российской компании "Мечел", — всего лишь эпизод новой промышленной и экономической политики непризнанной ДНР. Здесь ввели внешнее управление и пообещали фактически провести национализацию предприятия, которое может пополнять бюджет республики.

Но тут нужно обратить внимание на несколько важных моментов.

Первый. ДЭМЗ не работает с 2012 года. Хотя, как утверждают местные журналисты, на этом предприятии функционирует одна из нескольких домен, которая выплавляет впрок чугунные чушки, все же само предприятие — а это целый комплекс взаимосвязанных промышленных площадок — уже 4 года стоит. И до последнего времени со стороны владельца не было никаких попыток начать полноценную производственную деятельность здесь.

Второе. Одна из самых больших в России горнодобывающих и металлургических корпораций — "Мечел", являющаяся владельцем ДЭМЗ, в свое время контролировавшая до 25% металлургического производства в стране (украинская часть — совершенно незначительна), с 2015 года находится в предбанкротном состоянии. В российских СМИ сообщается, что на июнь 2015 года долги "Мечел", а это более 7 млрд долларов, почти в 10 раз превышают рыночную капитализацию компании. Главные кредиторы "Мечела" — российские государственные банки, в том числе Сбербанк, настаивают на банкротстве, но этого не происходит. По мнению британской Financial Times, правительство России по политическим причинам не готово допустить банкротство "Мечел".

Поэтому введение на ДЭМЗ внешнего управления — всего лишь вынужденная мера, ничего общего не имеющая с "захватом предприятия".

Правда,  и это третий важный аспект истории, на базе ДЭМЗ руководство республики предполагает создать Юзовский металлургический завод. И все работники ДЭМЗ, уже написавшие заявления об увольнении, гарантировано будут приняты на работу на новом предприятии.

Иными словами, руководство ДНР нашло вариант так называемой "мягкой национализации": оставляя нетронутым старое юридическое лицо, правительство непризнанной республики переводит в свою, то есть государственную, собственность промышленный комплекс, сохраняя рабочие места и развивая по сути неработающее предприятие.

Четвертое. По словам и.о. министра промышленности ДНР Алексея Грановского, ДЭМЗ будет возвращен компании "Мечел", если компания сможет возобновить работу завода.

Министр топлива и энергетики Донецкой народной республики Алексей Грановский. 2014 год

"Если собственник возобновит деятельность ДЭМЗ на территории республики и обеспечит 700 человек работой, я думаю Совет министров (правительство ДНР — ред.) примет положительное решение о возвращении предприятия собственнику", — заявил он донецким СМИ.

При этом Грановский добавил, что условием для возвращения завода "Мечелу" может стать погашение всех расходов ДНР на запуск предприятия и обеспечение его стабильной работы.

Вопрос о том, сможет ли сам "Мечел" запустить в ДНР принадлежащее ему предприятие, — риторический. Не сможет. У корпорации сейчас куда более острые и сложные вопросы с десятками принадлежащих ему заводов и шахт в России.

И последнее. Мне кажется, что реализация плана постепенной национализации предприятий, начатая Советом министров ДНР (а ДЭЗР — не единственное предприятие, где начата такая работа), обусловлена не только экономическими, но и политическими причинами.

Еще месяц назад глава ДНР Александр Захарченко, обращаясь к руководству Украины, настаивал на том, чтобы Верховная рада до 14 июля приняла пакет законов, обеспечивающих реализацию Минских соглашений. Это закон об амнистии для участников конфликта, закон о назначении выборов местных органов власти (для территорий ДНР и ЛНР) и другие законодательные акты, имплементация которых могла бы обеспечить мирное вхождения в Украину для Донецкой и Луганской республик.
 
Однако украинский парламент, уходя на каникулы, оставил вопрос дальнейших взаимоотношений с непризнанными республиками неурегулированным, а соответствующие законодательные акты непринятыми.

Вот Захарченко, а вместе с ним и Совет министров ДНР и начали действовать по своему плану.

Источник: ria.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.04: 5 852 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также