Аналитика

Недавняя неуклюжая попытка Дональда Трампа купить крупнейший остров в мире — Гренландию, был осмеян в интернете, однако его интерес к этой полуавтономной территории не так таким абсурден и нелеп, как это может показаться.

И дело даже не в природных богатствах края, коих в Гренландии хватает, скорее целью  было объявить всему миру о намерениях Америки закрепиться в Арктике и использовать преимущества полярных морских маршрутов по мере таяния арктических полярных льдов.

Однако Америка довольно запоздало намерена придти в этот регион. Россия и Китай там уже обосновались и объявили о намерениях создать необходимую инфраструктуру для функционирования Северного морского пути, соединяющего через Сибирь северо-восточную Азию с Северной Европой.

Эксперт по политике в полярных регионах Доктор Марк Лантейн говорит, что в случае с Арктикой Китай предоставляет деньги, а Россия — логистику.

Он считает что отсутствие у США активной и последовательной политики в Арктике является большой ошибкой. Северный морской путь может быть не самой важной целью, но он важен для экономических интересов Китая и отношений с Россией.

Однако эта арктическая гонка имеет свои трудности. «Китай очень расплывчато определяет, где начинается и заканчивается Северный морской путь», говорит он, добавляя, что навигация там затруднена, недёшева и возможна только 3-4 месяца в году.

Без создания остановочных станций, вроде глубоководного порта в Архангельске, мало какие корабли смогут пройти по этому пути. Он сказал что в 2018 году только 27 кораблей пересекли маршрут. Так почему Китай намерен инвестировать деньги в развитие Северного морского пути?

Доктор Лантейн объясняет: И Китай и Россия делают долгосрочную ставку. Они знают что лед быстро отступает и через 20-30 лет этот путь будет использоваться намного чаще. В качестве дополнительной меры на случай непредвиденных обстоятельств, в дополнение к портам и железным дорогам, которые они хотят развивать, обе страны инвестируют в способные противостоять льдам корабли для перевозки сжиженного газа и в современные ледоколы. У России их более 40, у Китая — два. А у Америки всего один, ему больше 40 лет и он находится в плохом состоянии».

Но не все согласны с тем, что этот новый маршрут будет конкурировать с популярными морскими путями, тем же Панамским каналом. Эндрю Холланд из American Security Project считает, что стоимость доставки, если говорить об экспорте товаров, сравнительно незначительная.

«Арктика — это не предсказуемая среда. Погодные условия могут быть опасными даже в разгар лета. Поэтому хотя транспортные компании и могут отправлять по этому пути нефть, газ или уголь, они скорее всего не будут рисковать доставлять готовые товары для рынка, привыкшего к доставке в срок», говорит он.

И Лантейн, и Холланд считают, что действия России и Китая так же мотивированы политикой, как и торговлей.

Холланд говорит, «Китайцы больше всего заинтересованы в Северном пути не для экспорта товаров, а для импорта. Они знают, что при конфликте флот США может закрыть Малаккский пролив, что задушит их экономику».

Но в мирное время, говорит Лантейн, тон задает российско-китайский альянс.

«Российское правительство также постановило, что любой грузоотправитель для использования маршрута должен заявить о своем намерении сделать это за 45 дней до прохождения, представить грузовую декларацию и допустить российского представителя на борт», говорит он.

«Кроме того, поскольку этот морской путь проходит в российских водах, Россия заявляет, что в соответствии с Морским правом ООН она обладает исключительными правами на освоение этого района. Америка оспаривает претензии России и называет политику России в отношении Северного морского пути не легитимной».

Так кто же прав? Эксперт по морскому праву из Университета Саутгемптона Эндрю Серди говорит, что, поскольку подавляющее большинство маршрутов проходит через российские внутренние и территориальные воды, международное право на стороне России.

Он объясняет: «США утверждают, что Северный морской путь — это серия проливов, использующихся для международного судоходства. В отличие от других стран, США также интерпретируют слово «использующихся» как «пригодных к использованию». Таким образом, они считают что это означает что должен применяться другой режим, более благоприятный для судоходства в рамках морского права. Поскольку этот проход ранее не использовался кроме как под контролем России, то значит не попадает и под особый режим. Поэтому это дает России право контролировать Северный морской путь как часть собственной территории».

Готова ли Америка позволить России и Китаю продолжать продавливать свою сторону, уже другой вопрос. Ход за вами, Дональд.

Источник: mixednews.ru

Америка теряет Азиатско-Тихоокеанский регион по мере распада концепции Доминирования по всему спектру

Военные учения США в Тихом океане, прямо у порога Китая, с того момента как в 2011 году было объявлено о развороте к Азии, проводятся во все более учащающемся темпе, на что Китай совсем не смотрит безучастно.

В ответ на огромные массивы военной инфраструктуры, созданные на границах с Китаем, американской угрозе он ответил демонстрацией передовых технологий противоракетной обороны и гиперзвукового оружия. Существенная часть оборонного ответа Китая включает российскую противоракетную систему С-400, которая также была принята Индией, Турцией, Сирией и ОАЭ в качестве унифицированной системы, делающей американские системы THAAD и ABM бесполезными и устаревшими.

Военное бессилие Америки, когда она столкнулась с передовыми технологиями, представленными Россией и Китаем, было изложено в недавнем докладе Центра исследований США в Сиднейском университете, где говорится, что «Америка больше не сохраняет за собой военное превосходство в Индо-тихоокеанском регионе и ее способность сохранять благоприятный баланс сил становится все более неопределенной». Имея в виду современное противовоздушное вооружение Китая, отчет заключает, «находящиеся в распоряжении Китая системы блокировки проникновения подорвали возможности Америки проецировать силу в Индо-Тихоокеанском регионе», которые могут оказаться бессильными в первые 8 часов конфликта.

В качестве мер противодействия, вместо того чтобы предложить новую доктрину безопасности, основанную на диалоге и сотрудничестве, авторы отчета предлагают создать «тихоокеанское НАТО». Эта идея уже некоторое время обсуждается, и лежала в основе недавних военно-морских учений Pacific Vanguard, проведенных между США, Австралией, Японией и Южной Кореей в мае 2019 года. Те же цели преследовали и военно-морские учения с участием Малайзии, США, Новой Зеландии и Австралии на Гуаме.

Когда в июле 2019 года Китай и Россия провели свое первое совместное воздушное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Южная Корея и Япония отправили на перехват истребители — тогда боевые самолеты Южной Кореи выпустили сотни предупредительных выстрелов.

В ответ на воинственные комментарии австралийского доклада и министра обороны США Эспера, 21 августа в эфире Fox заявлявшего, «Мы хотим быть уверенными в своей способности сдержать плохое поведение китайцев. Для нашего ведомства Китай является приоритетом номер один», министерство иностранных дел Китая заявило, что «Китай твердо стоит на пути мирного развития, и наша политика в области национальной обороны носит оборонительный характер». Китай пошел еще дальше, предоставив концепцию сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и дорога», которая выстроена вокруг блестящей политической задачи предоставления дипломатических решений для геополитических точек напряженности посредством стратегий экономического развития, которые были бы полезны для всех участников. Этот подход обеспечил Китаю большую отдачу за счет ослабления напряженности в отношениях с другими странами, претендующими на территорию в Южно-Китайском море, особенно ориентированных на китайскую инициативу пояса и дороги премьера Малайзии Махатхира Мохаммада и президента Филиппин Дутерте.

Не желая оказаться под перекрестным ядерным огнем, Япония и Южная Корея 21 августа также пошли на создание нового трехстороннего соглашения о сотрудничестве с Китаем, основанного на «проектах нового поколения о взаимном обмене между тремя странами». Соглашение также делает возможными совместные международные инвестиции во все страны, участвующие в инициативе «пояса». Вместе эти три страны обеспечивают более четверти мирового выхода продукции и имеют все, чтобы получить пользу от совместной работы.

Продвигающие доктрину доминирования по всему спектру двигаются под мелодию, которая некоторое время назад перестала играть. Как Россия так и Китай изменили правила игры на множестве уровней и могут ответить сокрушительным ударом в ответ на атаку своей территории оружием нового поколения, находящимся за пределами всего, что могли бы представить теоретики башни из слоновой кости с Запада.

Корабль мировой истории изменил курс прочь от порогов войны и экономического коллапса по мере того как инициатива Пояса и дороги растет в масштабах, еще несколько лет назад казавшихся немыслимыми, и следующие месяцы будут решающими, пока Запад занят переоценкой ценностей и решает, в каком будущем он хотел бы жить.

Источник: mixednews.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.03: 4 202 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также