Аналитика

В Якутии, этом отдалённом российском регионе, киноиндустрия переживает настоящий бум, несмотря на суровые погодные условия, ограничивающие графики съёмок, и «духов», которых режиссёры обвиняют в создании помех работе.

Подпись к изображениюРежиссёр Любовь Борисова делает монтаж звука к своему фильму

Находясь в шести часовых поясах от российских киношкол и не располагая центральным государственным финансированием для создания фильмов, регион производит половину всех российских картин, снятых за пределами Санкт-Петербурга и Москвы.

«Здесь все хотят снимать фильмы, – заявил один из основателей главной кинокомпании Якутии «Сахафильм» Алексей Романов. – Наши картины с крошечными бюджетами и до смешного маленькими гонорарами собирают больше публики в местных кинотеатрах, чем голливудские блокбастеры».

Три десятилетия назад Романов пренебрёг многообещающей карьерой кинематографиста в Санкт-Петербурге, отдав предпочтение родной Сибири. Когда он вернулся в Якутию, вся киноиндустрия этой огромной малонаселённой территории состояла из двух операторов. Теперь, в том числе благодаря его усилиям, люди «борются за камеры», стремясь завершить свои проекты до зимних холодов, способных вывести оборудование из строя – температура здесь опускается до 50 градусов ниже нуля. Местные жители в шутку называют якутскую киноиндустрию «Сахавудом».

По оценкам Романова, средний бюджет местных фильмов составляет от 40 до 80 тысяч долларов. Большинство актеров работают бесплатно, надеясь в конечном итоге получить деньги из кассовых сборов. И тем не менее, отечественная и зарубежная аудитории начинают обращать внимание на деятельность региона.

Так, якутский фильм «Царь-птица», повествующий о живущей в лесу пожилой паре, в дом к которой поселился орёл, получил главный приз на Московском международном кинофестивале в прошлом году. В 2017 году на кинофестивале в южнокорейском городе Пусан показали десяток якутских картин, с похвалой отозвавшись об их кинематографическом стиле. Неисследованная дикая местность региона, окутанная народными легендами и шаманскими традициями, вызвала неподдельный интерес.

Надо отметить, жанры «Сахавуда» на удивление разнообразны. Например, в числе недавних премьер оказался зомби-апокалипсис «Республика Z», сюжет которого связан с вирусом, скрывающимся в вечной мерзлоте. Другой новинкой стала картина «Чээкэ», криминальная комедия о диско-танцах, в которой фигурирует герой с зелёными усами.

По мнению Романова, интерес к артхаусу можно объяснить смешанной культурой Якутии: «Мы азиаты, с одной стороны, и северяне, с другой». Как отметил составитель программы для отборочной комиссии фестиваля в Пусане Чжин Пак, эти фильмы сочетают региональные легенды и народные религии с современными ценностями.

Отдалённость Якутии добавляет ей очарования, а также помогает поддерживать независимость здешних кинотеатров. Как отметила режиссёр Любовь Борисова, изоляция региона делает его «непривлекательным» для крупных сетей, которые крутят голливудские блокбастеры и не допускают к показу фильмы местного производства.

Премьеры в Якутске относятся, скорее, к категории общественных дел, чем к звёздным раутам – так, на премьере отмеченной наградами «Царь-птицы» гостей угощали блинами. Многие люди приходят просто потому, что в производстве фильма участвовал родственник.

По словам Борисовой, местная аудитория разборчива и активно высказывает своё мнение в Instagram, зная, что все комментарии будут прочтены: «Они обращаются к нам напрямую и например, просят больше так не снимать».

Её фильм с рабочим названием «Солнце никогда не заходит» повествует о молодом человеке, отправленном работать на отдалённый арктический остров. Картина будет закончена весной. Как рассказала Борисова, в течение месяца команда трудилась на побережье моря Лаптевых, живя в заброшенном крыле деревенской поликлиники. Причём, находясь там, съёмочная группа постоянно слышала «духов», которых приходилось отгонять, «подкармливая огонь» – согласно якутской традиции, в печь принято бросать небольшие кусочки хлеба.

В молодости Романов учился у советского режиссёра Сергея Герасимова, имя которого носит известная московская киношкола: «Он всегда советовал мне ничего не выдумывать, снимать то, что знаешь, и никому не подражать. Мы тоже учим именно этому». Следуя таким принципам, молодые режиссёры добиваются успеха у себя дома, в Якутии. «Никто не хочет уезжать», – подчеркнул Романов.

Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"