Аналитика

Проходил недавно мимо нашего детского сада. Дети на прогулке в это время как раз были. Обычный писк визг беготня) Одна группа детей была на веранде с воспитателем. И я услышал как воспитатель обращается к своим детям:

- Ребята, а кто из вас знает что такое Москва?

В ответ на непродолжительную детскую разноголосицу вариантов ответов прозвучало:

- Да, Дима, верно. Москва - это столица нашей Родины.

Воспитатель делает свою работу. Совершенно четко по государственному стандарту дошкольного образования.

Глядя на работу воспитателя появляется вопрос к нам всем наверно, не к казенным людям а к родителям. Насколько часто мы хотя бы просто говорим со своими собственными детьми о вечных ценностях. Мы действительно делаем все что необходимо для воспитания своих детей?

В дискуссиях вокруг системы образования существует следующая точка зрения - школа обязана воспитывать детей. Делать это системно и ответственно. В наше нелегкое время родители заняты работой, родителям просто тяжело и они не обладают специальными знаниями по психологии и педагогике. Следовательно, школа естественно должна взять на себя ведущую роль в организации воспитательного процесса молодого гражданина. Это в прямых интересах государства - воспитать патриотичного, любящего Родину, обладающего развитым аналитическим мышлением, ответственного члена общества и специалиста.

Собственно, надо бы обратить внимание на тот факт, что государство последовательно идет навстречу чаяниям.

Еще 17 октября 2013 года был принят приказ Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Данный государственный стандарт призван регулировать вопросы образовательного процесса, организуемого для детей в возрасте от 2х месяцев до 7 лет.

Кроме того, в одном из последних интервью Министр просвещения РФ Васильева озвучила планы правительства к 2021 году обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев. Заявление это можно услышать в самом конце интервью с 25:10.

Извольте. Собственно, если проанализировать ФГОСы для разных уровней образования, то государство совершенно отчетливо формулирует стремление взять на себя всю полноту ответственности за воспитание здоровой и гармоничной личности. На всех уровнях образования, от дошкольного до высшего профессионального, декларируется необходимость работать на достижение именно личностных результатов - воспитывать гармонично развитого, нравственного человека. И если во ФГОС дошкольного образования еще можно увидеть, например, среди требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы необходимость обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (последний пункт в перечне необходимого), то во ФГОСах общего образования роль родителей вовсе никак и нигде не упоминается. Ну разве что ФГОС в принципе признает семейное образование как форму организации учебного процесса.

Действительно. Быть может, и не надо беспокоить занятых родителей. Нет никаких сомнений. что если действовать последовательно, то государству вполне по силам организовать воспитание ребенка в совершенно полном объеме. И сделать это абсолютно необходимо.

Воспитывать человека совершенно необходимо. Если этого не делают по нежеланию или неумению - то общество опасно и нестабильно. Я регулярно наблюдаю в дискуссиях позицию родителей которые натурально отбрыкиваются от всей полноты ответственности за воспитание своих собственных детей и настойчиво требуют от государства таки как-то сделать из детей образцовых граждан и заботливых детей наверно. Часто приводят в пример систему воспитания в СССР, который конешно все равно развалился несмотря на эту образцовую систему воспитания, но все равно система была великолепной)

Родители, вы точно понимаете чего хотите?

Да, обучение и воспитание неразделимы. Школа совершенно естественно воспитывает самим учебным процессом. Еще раз обратите внимание, в самом ФГОСе прописаны требования к личностным результатам обучения. Вот полюбуйтесь: 

9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Тут правда никто толком не понимает как эффективно достигать таких прекрасных результатов по выходу из 9го класса, но государственные умы работают надо понимать)

Классно-урочная система - это не автомат Калашникова. Нет. Это сложный и точный хронометр с нежным механизмом который клинит от любой песчинки. Но уж такой какой есть. Нету другого волшебного эльфийского поделия, годного к употреблению уже завтра.

Современная классно-урочная система такая - какая есть. Обучение и воспитание в нашей современной школе дает прекрасные результаты если большая часть учеников класса обладают следующими качествами:

1. психологическая готовность к обучению в школе

2. мотивация к обучению в школе

Если ученики способны подчиняться, слушать учителя, концентрироваться в течение определённого времени на одной задаче, способны нормально, без конфликтов, общаться со сверстниками, если осознают саму необходимость работы по своему личностному росту через овладение знаниями и умениями - то все великолепно.

Если хотя бы у части учеников класса нет психологической готовности и мотивации - то учебный процесс необратимо ломается. В таком случае преподавателям в школе неизбежно приходится заниматься именно формированием психологической готовности и хоть какой-то мотивации у несчастного ребенка. И школа делает эту работу. Разумеется. А куда деваться то. Детей не расстреляешь и из школы не выгонишь на улицу.

Попробуйте почувствовать разницу. Школа тут не работает на развитие в детях красоты и силы, а тупо пытается в рамках реалий классно-урочной системы просто усадить детей и убедить в необходимости хоть немного напрячься. Это не воспитание. Это трата времени на утирание мокрых носов, разнимание скандалистов, встряхивание заснувших. Это удивительно творческое разгребание того дерьма, которое детки умудрились нагрести в себя при попустительстве (или под чутким руководством) своих родителей (законных представителей).

Ну так, если родители часто не умеют или не хотят формировать в своих детях хотя бы психологическую готовность и мотивацию к обучению в школе - то будет абсолютно правильно, если этой проблемой озаботиться государство. Собственно, в целях сохранения своего суверенитета в условиях обостряющейся конкуренции за ресурсы в мире. Иначе невозможно воспитать в школе патриота и даже просто толкового специалиста для рынка труда.

Каким образом это будет сделано - вопрос сложный. Пока государство, по большому счету, лишь декларирует в стандартах необходимость работы на достижение определенных результатов по воспитанию личности. Однако, если государство будет действовать последовательно, то возможны глобальные решения.

Пока из серьезных решений можно назвать введение ЕГЭ. Появилась возможность оценить реальный уровень предметных знаний выпускников средней школы. Планируется увеличение числа обязательных экзаменов ЕГЭ.

Напрашивается появление таких же инструментов для объективной независимой оценки знаний учеников после завершения младшей и основной школы. Собственно, ОГЭ для выпускников 9ых классов уже давно есть, необходимо лишь поработать над чистотой проведения этого испытания - исключить сливы решений в открытый доступ хотя бы.

В дошкольном образовании так же необходима система независимой объективной оценки психофизической готовности детей к обучению в школе. Дошкольный период - самый ответственны период для формирования личности человека, для всего его будущего. Если такая система появится и анализ покажет, что родители в этот период действительно не справляются - то вполне естественно принять комплекс решений для помощи родителям.

Какой может быть эта система независимой оценки и каким может оказаться комплекс решений по обеспечение качественного воспитания детей в дошкольный период - вопрос открытый. Вариантов много. Можете подумать и предложить сами.

Собственно, что хотел сказать. Если родителям трудно, то государство вполне может взять и помоч. Деньги есть.

Источник: Афтершок

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"