Главное меню
Разделы сайта
twitter
Подписка на E-mail
Новые материалы
Часто читаемые



Современные музыканты неправильно играют классику, и это отвращает нас от нее

Печать
Аналитика - 3 приоритет (фактологический)
20.08.2017 10:16

http://storia-prod-be.akamaized.net/storia-cdn-ie-prod-001/0c61182a0e8a7001-0c61182a0e8a7002.jpeg/resize/620x432

Классическая музыка не всегда была привилегией людей хорошо образованных и разбирающихся в искусстве. Существуют свидетельства, утверждающие, что в XIX веке уличные мальчишки, слонявшиеся без дела, распевали арии из оперы «Севильский цирюльник». Постепенно общество менялось, и сегодня эстрадная музыка владеет умами и сердцами гораздо большего количества людей, чем классическая. Многие считают классику скучной, неактуальной. Школьники называют ее «отстоем» и считают, что слушать ее позорно.

При этом, если спросить у людей, что такое классическая музыка, вряд ли кто-то сможет дать четкий ответ. Классикой сегодня принято считать все, что звучит в залах консерваторий, на оперных сценах.

Но это не так. Часто на крупных международных фестивалях помимо поп-, электро- и рок-выступлений можно послушать и классическую музыку. Так, например, было на испанском фестивале Primavera: там построили отдельную закрытую сцену для классики – помню замечательное выступление струнного ансамбля Kronos Quartet.

Спорно и утверждение о том, что классическая музыка имеет большую культурную ценность, нежели популярная, эстрадная. Я бы не сказала, что, например, The Beatles ничего не привнесли в мировое искусство и не оставили на нем следа.

И еще один миф: посещать концерты классической музыки и оперные театры и фестивали очень дорого – гораздо дороже, чем концерты популярных рок- и поп-музыкантов. Это не так. На представления крупнейших оперных фестивалей, например в Экс-ан-Провансе или Авиньоне, можно попасть за 15-20 евро, а на некоторые – вообще бесплатно. В Московскую консерваторию можно еще до начала сезона приобрести абонемент сразу на несколько концертов, и это обойдется гораздо дешевле, чем если покупать билеты уже в текущем сезоне. И уж конечно цены в клубы на концерты более-менее известных исполнителей стоят недешево: скажем, на американских стоунер-рокеров Acid King, которых не больно-то и знают у нас, цена билетов начиналась от 1500 рублей. Вы слышали сочинения Acid King? А сочинения Моцарта?

Так в чем же дело? Почему классическая музыка сегодня не пользуется заслуженной популярностью? У меня есть предположение, которое поначалу покажется странным. Дело в том, что современные музыканты неправильно исполняют ее.

До XX века музыканты подходили к исполнению классики не так, как сегодняшние завсегдатаи консерваторий, а, скорее, как современные рок-звезды. Для них исполнение этой музыки было не каким-то строгим, сложным и хорошо отлаженным, отрепетированным процессом, а чем-то более личным, даже нестабильным. Они воспринимали партитуру композитора как отправную точку, нежели как непреложный закон. Импровизация была неотъемлемой частью концертов классической музыки.

В нотах обычно есть указания относительно темпа и ритма, но они довольно размытые, и подход к ним может быть гибким. Музыканты действительно импровизировали, привносили в каждое исполнение нечто свое, так что каждый концерт становился захватывающим событием.

Но в начале XX века эта практика постепенно начала уходить в прошлое. Возможно, это было связано как раз с желанием снобов дистанцировать классическую музыку от «массовой». Впрочем, не всех это устраивало. Американские критики отмечали, что Брамс или Моцарт в исполнении современных музыкантов теряли всю живость и становились скучными, что их произведения нельзя играть столь ритмически жестко.

Однако музыканты, похоже, утвердились в своем убеждении, что все, что написано в нотах – и есть задумка композитора, а добавлять туда что-то – кощунство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие воротят нос от классики, считая ее однообразной, ограниченной, слишком формальной и безэмоциональной.

Что делать современным музыкантам, чтобы изменить такое отношение? Не просто воспроизводить классику, но учиться взаимодействовать с ней и видеть подтексты, читать между строк. Тогда, возможно, классическая музыка перестанет попахивать тухлятиной.

Источник: storia.me

 


Смотрите также:


Поделитесь материалом в социальных сетях.

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"

Мы в Facebook
Мы в Одноклассниках
Живой журнал
Мы ВКонтакте
Рассылка
Follow Us