Аналитика
Бюро по делам разведки и исследований Государственного департамента США решило возобновить закрытую в 2013 году программу грантов на исследования евразийского пространства и стран Восточной Европы. Одним из направлений, на которое будет выделять деньги Бюро разведки, станет изучение "религиозных меньшинств", многие из которых фактически являются классическими сектантскими группами. Лайф разбирался, в чём заключается интерес американского правительства к российским сектам и какие из них могут быть полезны разведслужбам США.

Исследования экспертов по Евразии, заказанные и оплаченные специализированным разведывательным Бюро в структуре Госдепа США, будут касаться довольно щепетильной темы, а именно деятельности "религиозных меньшинств" на евразийском пространстве, другими словами, сект, коих в нашей стране насчитывается около 500. Гранты будут предоставляться по запросу вузов США, которые и будут обеспечивать условия для исследователей, включающие в себя посещение стран для работы "в поле", получение доступа к архивным документам, экспертам, базам данных, расположенным на территории России и окружающих стран, а также семинарам и языковым курсам.

В гранте отмечается, что "Языковая инициатива национальной безопасности" поддержит в изучении русского языка только тех, кто получил степень бакалавра и уже имеет средний или высокий уровень владения русским языком. Все образовательные программы, подаваемые на грант, должны иметь прямую связь с национальными интересами Америки в сфере внешней политики и нацбезопасности. Отдельно Бюро разведки и исследований Государственного департамента интересуется связями России и окружающих стран с потенциальными противниками США — Ираком, Афганистаном, Северной Кореей, Турцией, Китаем. 

Масштабная программа, возобновляемая профильным разведывательным подразделением американского внешнеполитического ведомства, по мнению экспертов, является закономерным этапом в рамках давней стратегии по продвижению сект в России под традиционным прикрытием принципов "защиты демократии и гражданского общества". По последним данным, в сектах сейчас состоит до 800 тыс. российских граждан, что сродни населению среднего российского города, причём, как отмечают специалисты-сектоведы, контингент этих якобы "притесняемых" религиозных меньшинств крайне внушаем и управляем.

Отвечает за "защиту" так называемых религиозных меньшинств отдельный орган в системе госуправления США — Комиссия США по международной религиозной свободе. В прошлом году члены комиссии осудили принятый в России закон об экстремизме, назвав его "главной угрозой свободе вероисповедания". Но кого защищает комиссия?

В 2015 году американское ведомство осудило действия российских властей по запрету строительства пристанищ нескольких религиозных организаций, которые характеризуются как структуры, имеющие признаки тоталитарных сект, — речь идёт о Церкви мормонов, приходах кришнаитов и старообрядцев.

Критике американских государственных защитников религиозных меньшинств подвергся и отказ в регистрации ещё одной весьма известной квазирелигиозной структуры — Церкви сайентологии, по мнению экспертов, являющейся одним из "любимчиков" Госдепа, интересы которой странным образом довольно активно защищаются и продвигаются американским внешнеполитическим ведомством во многих странах мира. В докладе оправдывается деятельность и других, порой довольно разнообразных религиозных групп, признанных во многих странах мира опасными сектами, — таких, как, к примеру, секта "Фалуньгун".

Комиссия посоветовала Госдепу "надавить" на российское правительство с целью пересмотра закона об экстремизме, чтобы "этот закон не применялся в отношении мирных религиозных групп или общин, не пользующихся расположением властей". По сути, идёт прямое лоббирование сект на территории России — одних из немногих оставшихся влиятельных на территории нашей страны объектов, способных беспрепятственно вербовать новых адептов и аккумулировать немалые суммы.

Ещё одно требование комиссии по международной религиозной свободе США — освободить религиозных заключённых мусульман и членов секты "Свидетели Иеговы", в связи с чем комиссия вынесла ещё одну рекомендацию Правительству США — и в этом вопросе "надавить" на Россию. 

В годовом докладе комиссии опубликовали имена участников секты "Свидетели Иеговы", которые были осуждены в России. Среди них оказались Юрий Баклушин, Алексей Коптев, Александр Скворцов и Николай Троцюк, обвинённые в экстремизме и вовлечении в свои богослужения несовершеннолетних. 

Комиссия обозначила и несколько "проблемных" сфер для США, одна из них — задержание экстремистов в России в соответствии с "законом о борьбе с экстремизмом". Но, если взглянуть на список экстремистов, представленных в докладе, задержание которых вызывает беспокойство в США, можно найти 39 членов запрещённой в России экстремистской организации "Хизб ут-тахрир", которые занимались вербовкой, пропагандой радикального ислама и построения на территории России исламского халифата. Осуждение пособников терроризма в докладе комиссии называется "давлением на религиозные меньшинства".

Заинтересованность сектами наблюдается не только в Бюро разведки Госдепа, но и у сотрудников загранучреждений США в России. Дипломаты загранпредставительств США в Екатеринбурге, Владивостоке и Санкт-Петербурге целенаправленно встречались с весьма широким спектром "религиозных меньшинств", которые у нас в стране относят к сектам, — с лидерами кришнаитов, секты "Фалуньгун", сайентологии и "Свидетелями Иеговы". 

"Заход" в Россию через секты значительно более эффективен, чем посредством НКО, которые в нашей стране подпадают под "закон об иностранных агентах". Главным плюсом использования сектантских структур в сравнении с НКО является то, что их отчётность, как, в общем-то, и деятельность, сложнее отследить — в настоящий момент в российском законодательстве нет понятия "секта". Любая НКО, тем более желающая получать гранты от иностранных субъектов, должна быть более-менее публичной структурой, прежде всего в рамках формирования определённого имиджа и банальной отчётности — потому и странности, в том числе политического и идеологического толка, в работе таких структур обнаружить проще. С сектами сложнее — они действуют скрытно, проводят негласные собрания и не должны отчитываться за свою деятельность перед российскими органами власти столь же скрупулёзно, как НКО или тем более полноценные коммерческие структуры. Есть и психологический фактор эффективности сект: адепты не сомневаются в словах лидера и подчиняются ему практически полностью.

Начало же продвижения "религиозных меньшинств" в России, по мнению президента Российской ассоциации изучения религий и сект Александра Дворкина, началось ещё в конце XX века: 

— Стратегия США по продвижению "религиозных меньшинств" была обозначена в 1996 году, когда конгресс принял акт "О международной свободе вероисповедания", где говорилось, что Америка объявляет себя гарантом свободы совести и вероисповедования во всех странах мира и главный критерий признания религиозного характера организации — это её самоопределение.

По мнению Александра Дворкина, взаимодействие госорганов США с российскими сектами основано на всемерной поддержке и лоббировании сектантами интересов США. 

— Понятно, что секты могут быть полезными для интересов США по-разному — одни больше, другие меньше, но в той или иной степени соответствующие американские ведомства поддерживают практически их всех, даже тех, которые заявляют антиамериканскую позицию. Ряд сект рассматривается в качестве фактора разделения нашего общества, другие — как агенты влияния, по третьим можно высказать достаточно обоснованное предположение, что они сотрудничают с разведслужбами США — например, мормоны и сайентологи. "Свидетели Иеговы" у нас наиболее заметны в связи с рядом судебных процессов, так что на них США обращают большее внимание. У каждой секты своя программа и своя деятельность, другое дело, что они могут сотрудничать с госорганами США, получая деньги, или влияние, или поддержку, — отметил эксперт.

Источник: Life

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 19.11: 5 971 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также