Аналитика

Почти наверняка их первая встреча состоится уже весной Сообщение о готовящейся встрече Трампа и Путина в Исландии было оперативно опровергнуто и в США, и в России, но это не значит, что подготовка ко встрече президентов не идет на неофициальном уровне. На саммите произойдет не только знакомство двух лидеров, но и будет предпринята попытка договорится о «большой сделке». Чего хочет Трамп от Путина, а Путин от Трампа?

Появившаяся в The Sunday Times информация о том, что Дональд Трамп планирует провести саммит с Владимиром Путиным в Рейкьявике, не соответствует действительности. Британская газета написала, что в течение нескольких недель после инаугурации новый президент намерен отправиться в свою первую зарубежную поездку для встречи с президентом России в столице Исландии.

«Трамп настроен и на откровенный разговор с Путиным, и на большую сделку»

Издание ссылалось на неназванных британских политиков, узнавших о готовящейся встрече от окружения Трампа – но вскоре последовали энергичные опровержения. Два высокопоставленных помощника избранного президента на условиях анонимности заявили агентству Bloomberg, что это не так – при этом один из них назвал информацию «стопроцентно ошибочной». Опроверг «утечку» и пресс-секретарь Путина – Песков сказал, что «пока ни каких-либо договоренностей, ни каких-либо наметок или какой-то подготовки к встрече не ведется, потому что президент и господин Трамп пока это никак не обсуждали».

При этом понятно, что ничего другого никто сказать и не мог – Трамп еще не вступил в должность, единственный официальный контакт двух лидеров состоялся два месяца назад, когда Путин позвонил вновь избранному президенту. На днях состоится новый разговор – его уже анонсировал и представитель переходной команды Трампа Шон Спайсер, и Дмитрий Песков, заявивший, что «можно ожидать, что президент России поздравит господина Трампа с инаугурацией, это обычная протокольная практика».

Собственно, с этого момента официально и стартуют переговоры о дате и месте будущей встречи – и в ближайшие недели можно будет ожидать сообщений об их результате. Можно не сомневаться, что встреча состоится в ближайшие пару-тройку месяцев – потому что обе стороны не настроены тянуть резину.

Трамп на днях сказал в интервью The Wall Street Journal, что готов встретиться с Владимиром Путиным спустя какое-то время после того, как вступит в должность президента: «Я понимаю, что они хотели бы встретиться. И я совершенно не против». При этом сам Трамп еще в конце октября, то есть до своей победы на выборах, говорил о том, что не исключает своей встречи с Путиным еще до своего вступления в должность – то есть откровенно торопил события. После 20-го они договорятся о сроках и месте – и хотя вряд ли теперь саммит пройдет в Рейкьявике (даже если этот вариант и в самом деле обсуждался), выбор места встречи не будет представлять особой сложности.

Исходя из общей геополитической ситуации, двум лидерам было бы логичнее всего встретиться в Тихоокеанском регионе – именно там наши страны граничат между собой, именно на Восток разворачивается Россия, именно там находится Китай, который сейчас активно дразнит Трамп. Все бы ничего, вот только в этом регионе нет подходящего места для встречи – по неофициальной традиции подобная встреча должна проходить в небольшой нейтральной стране, а там таких практически нет. Не встречаться же у султана в Брунее.

Вариантом с Исландией уже стали пугать нервных и неграмотных читателей – дескать, именно там в 1986 году Горбачев сдал Рейгану все что можно. Конечно, это не так – неоправданные геополитические уступки связанны со встречей на Мальте, которая была уже в 1989 году, и не с Рейганом, а с Бушем-старшим. Да и ситуация сейчас во многом зеркальная – это в США наступает «новое мышление», пускай и не наивно-идиотское, как у нас, но все равно связанное с переосмыслением роли своей страны в мире.

Сроки первой встречи также будут определены достаточно оперативно. Не только потому, что идет война в Сирии – Трампа уже и так настолько сильно критикуют за само намерение «поладить» с Путиным, что нет никакого резона откладывать личное знакомство. По сути, сторонам нужно будет лишь обменяться визитами Лаврова и Тиллерсона – при этом эта часть также может быть сжата до минимальных сроков.

Дело в том, что вопреки обычной практике нет ни необходимости, ни, что еще важнее, возможности подробно согласовывать повестку первой встречи – потому что Трамп абсолютно нетипичный президент с совершенно нетипичным подходом и откровенно заявленным намерением провести ревизию всех направлений внешней политики США. Нет, конечно, Госдеп и все спецслужбы проведут всю необходимую подготовительную работу – вот только толку в ней немного.

Так что даже визит Тиллерсона в Москву, а Лаврова – в Вашингтон, может стать необязательным: все ограничится или одной из этих поездкой (причем, скорее всего, американского госсекретаря), или даже встречей глав двух МИД где-нибудь в Европе или на подвернувшейся международной конференции. В самом быстром случае Трамп отправит в Москву генерала Флинна.

В отношении сроков – понятно, что встреча пройдет до саммита G20, который запланирован на начало июля в Гамбурге. Знакомиться на «большой двадцатке» – или на непосредственно предшествующем ей отдельном саммите – не лучший, да и слишком нескорый вариант. Не говоря уже о том, что хозяйкой G20 будет Меркель – у которой испортились отношения с Путиным и еще не выстроены отношения с Трампом. В опубликованном в понедельник интервью Times и Bild Трампа прямо спросили: «Кому вы больше доверяете – Ангеле Меркель или Владимиру Путину?» Ответ был прост: «Пока я доверяю обоим – но посмотрим, как долго это продолжится. Возможно, совсем не долго».

Эти слова, как и прозвучавшие в этом же интервью рассуждения о связи между сокращением ядерного оружия и снятии санкций с России, уже стали поводом для очередных глубокомысленных рассуждений на тему «Договориться с Трампом Путин сможет только ценой больших уступок».

Эта позиция известна – якобы Трамп будет еще более сложным «партнером», чем Обама, и начнет обуславливать улучшение американо-российских отношений различными уступками со стороны России – по Ирану, Китаю, Украине, Сирии, ядерному оружию. А значит – и тут уже проявляется различие двух видов пессимистов-алармистов – «все пропало»: Путин, как Горбачев, сдаст Западу все «нажитое непосильным трудом» (естественно, из-за желания вернуться в ряды «золотого миллиарда» и «западной элиты»), или же, наоборот, откажется торговать национальными интересами, в результате чего две страны скатятся к еще более жесткой конфронтации. Несмотря на некое утрирование, обе эти позиции достаточно распространены в российском общественном мнении – что, конечно, пугает.

Пугает потому, что они базируются на совершенно диком представлении как о Трампе, так и о Путине, как о взаимоотношениях двух держав, так и о нынешней расстановке фигур на мировой геополитической доске.

Действительно, Трамп, продолжая повторять о своем желании поладить и договориться с Россией, постепенно ужесточает риторику – и даже говорит о том, что сохранит в силе санкции, введенные администрацией Обамы, «по крайней мере на какое-то время». Но при этом не нужно забывать о двух принципиальных моментах.

Во-первых, Трампа постоянно спрашивают о том, как он будет вести себя с Россией – по сути, даже не спрашивают, а упрекают и обвиняют в намерении разговаривать с «тираном, который атаковал нашу избирательную систему». И сколько бы Трамп ни высмеивал попытки разыграть против него русскую карту, достигшие в последнем «досье о русском компромате» уже неприлично низкого уровня, ему все же приходится обороняться. И при всем этом он продолжает гнуть свою линию, которую большинство американских СМИ однозначно трактует как готовность к улучшению отношений двух стран.

«Если вы поладите с Россией, если Россия на самом деле будет помогать нам, то зачем сохранять санкции против тех, кто делает какие-то замечательные вещи?» – это из недавнего интервью Трампа The Wall Street Journal. А вот как выглядит его ответ на вопрос европейских СМИ о том, поддерживает ли он «европейские санкции против России»:

«Я считаю, что люди должны ладить друг с другом и делать то, что они должны делать, чтобы быть честным. Хорошо? Вы ввели санкции против России – посмотрим, сможем ли мы заключить пару хороших сделок с Россией. С одной стороны, я считаю, должно быть намного меньше ядерного оружия и его нужно значительно сократить, это относится сюда же. Но существуют эти санкции, и Россия в настоящий момент сильно страдает от них. Но я считаю, что может получиться что-то, от чего получат выгоду многие люди».

То есть понятно, что Трамп не ставит снятие европейских санкций в зависимость от переговоров США и России о сокращении ядерного оружия – он просто рассуждает о том, можно ли достичь различных соглашений с Россией. Так что Трамп настроен и на откровенный разговор с Путиным, и на большую сделку. И первое точно состоится – чтобы выяснить условия и возможность второго.

Во-вторых, Трамп пересматривает всю внешнюю политику США – то есть не отдельные ее элементы, а весь комплекс. Потому что он считает, что «Америка прежде всего» для самих американцев, а не для идола глобализации. Способ, которым он будет добиваться подъема американской экономики – а с помощью него и укрепления американской мощи, включая военную, совершенно не типичен для обычных политиков. Но «обычные политики» как раз и завели США как национальное государство в тупик. А Трамп намерен изменить правила. Когда европейцы упрекали его в том, что он грозит всем – и Китаю, и Германии – огромными пошлинами, а значит, не верит в свободную торговлю, Трамп сказал:

«Нет, я верю в свободную торговлю и люблю ее, но только это должна быть умная торговля, чтобы ее можно было назвать честной. И тогда я сказал людям: «Вы хотите консерватора или человека, который будет заключать классные сделки?» И они закричали: «Классные сделки, классные сделки!» Им все равно – для них нет ярлыков. Так что кого это интересует? Я консерватор, но на самом деле моя цель – заключать хорошие сделки в интересах людей, чтобы у них была работа. Людям все равно, когда ты говоришь... Им все равно – им нужны хорошие сделки. Знаете что? Они хотят получить обратно свои рабочие места»

То есть Трамп абсолютный прагматик и националист – в том смысле, что антиглобалист. А способ, которым он будет добиваться для США «лучших условий для хорошей сделки», не типичен, но уже понятен – это полная ревизия практически всей американской внешней политики. Трамп хочет сыграть на существующих в мире противоречиях – для того, чтобы баланс (что торговый, что геополитический) начал меняться в американскую пользу. Означает ли это, что Россия обречена на усиление конфронтации с США?

Нет, потому Трамп собирается играть не просто в новую, а в принципиально другую игру – не в рамках атлантической глобализации, а в рамках национальных государств. То есть не в игру с нулевой суммой, когда есть единственный лидер, он же диктатор, он же монополист и строитель общепланетарной империи, а в игру, в которой борются различные силы и интересы, в которой ищется определенный баланс сил. Да, этот баланс будет достигаться через жесткую борьбу – но это не имеет ничего общего с «победитель забирает все». Это Вестфальская система, а не однополярный мир.

Если разобраться, то Трамп подверг сомнению все основные направления – от отношений с ближайшим соседом, Мексикой, до отношений с исламским миром (закрыть въезд для мусульман, перенести посольство в Иерусалим – что является прямым вызовом всему мусульманскому миру), от атлантической солидарности (НАТО устарело, да и Брексит был правильным) до иранской сделки. В отношениях с Китаем Трамп вообще говорит абсолютно недопустимые вещи – ставит под сомнение принцип «одного Китая», на котором базируется весь комплекс отношений двух стран. Да и стремление поладить с Путиным – это во многом точно та же игра на противоречиях.

Означает ли это, что Трамп безбашенный опасный игрок? Конечно, нет – он просто смотрит на доставшееся ему наследство с точки зрения жителя США, а не властелина Вселенной. Ищет свою сермяжную американскую выгоду, действительно хочет вернуть собственной стране былое величие – и, значит, Путину как минимум есть о чем с ним поговорить.

Источник: vz.ru

Трамп объявил настоящую войну немецкому автопрому

Дональд Трамп раскритиковал BMW, Daimler и Volkswagen за то, что они строят заводы в Мексике, а не в США. В наказание он обещает ввести беспрецедентно высокие пошлины на импорт немецких машин из Мексики. Тем самым Трамп может действительно обеспечить расцвет собственного автопрома, как и обещал. Однако Ангеле Меркель вряд ли понравится, что сделано это будет за счет немецкого автопрома.

Трамп подверг резкой критике немецких автопроизводителей в интервью немецкой газете Bild, опубликованном в понедельник. «Хотите производить автомобили по всему миру? Желаю вам всего хорошего. Вы можете собирать автомобили для Соединенных Штатов, но за каждый автомобиль, привезенный в США, вы будете платить 35-процентный налог», – заявил Трамп в своем выступлении, которое было переведено на немецкий язык.

«Нельзя исключать, что европейцы в ответ на действия Трампа выставят аналогичные пошлины на ввоз американских автомобилей»

«Я бы хотел сказать BMW. Если вы строите завод в Мексике и планируете продавать машины в США, то без 35-процентной пошлины можете забыть об этом», – сказал Трамп.

Таким образом, Трамп, который официально станет президентом США 20 января, подтвердил свои намерения поднять пошлины на импортные автомобили, причем сразу на 35%. По сути, это запретительные пошлины. Самые страшные опасения немецкого автопрома могут стать реальностью. Акции BMW, Daimler и Volkswagen на Франкфуртской бирже сразу упали после таких заявлений Трампа.

Все три немецких автопроизводителя инвестировали значительные средства в производство в Мексике. Они открывают фабрики именно там, а не в США, чтобы снизить издержки производства. При этом главная цель этих предприятий – экспорт на крупнейший автомобильный рынок: американский. Стратегия же Трампа – заставить автопроизводителей строить заводы на территории США. Местные компании ему уговорить проще – Ford, например, уже заявил, что отказывается от планов построить завод в Мексике. А вот в Европе пока не оставляли надежд на то, что действия Трампа на практике могут оказаться все же не такими резкими и жесткими, как в разгар предвыборной гонки. Но, судя по всему, они ошиблись.

Война Трампа с немецким автопромом вполне понятна. Безработица в автомобильном секторе США далека от докризисного уровня 2008 года. За период с 1994 по 2013 год количество рабочих мест на заводах США сократилось на треть, тогда как в низкооплачиваемой Мексике за аналогичный период число рабочих мест выросло почти в пять раз. Трамп хочет обратной ситуации.

BMW запланировал вложить 2,2 млрд долларов в строительство завода в Мексике мощностью 150 тыс. автомобилей в год. С 2019 года здесь должны начать выпускать BMW 3-й серии для мирового рынка. Завод в Мексике должен стать дополнением к уже существующим двум другим фабрикам – в Германии и Китае.

В Daimler планировали начать сборку автомобилей Mercedes-Benz в Мексике уже в 2018 году, инвестировав 1 млрд долларов совместно с Renault-Nissan.

Audi, подразделение VW, еще в прошлом году успело открыть в Мексике завод мощностью 150 тыс. автомобилей в год, инвестировав 1,3 млрд долларов. Там выпускают электрические и бензиновые внедорожники Audi Q5.

По оценкам экспертов, из-за новых пошлин цены на легковые автомобили немецких брендов, собранных в Мексике, могут взлететь на 5 тыс. долларов. По сути, пошлины в 35% являются заградительными. Они могут легко поставить крест на мексиканских заводах, которые вряд ли при таком раскладе будут в состоянии окупиться. Скорее всего, BMW и Daimler придется заморозить строительство. Это означает не только прямые убытки от вложений и приготовлений к строительству заводов, но и потерю потенциальной прибыли от будущих продаж машин на американском рынке.

При этом немецкий автопром уже несет убытки из-за «дизельгейта». Под арестом находится топ-менеджер Volkswagen Оливер Шмидт, которого обвиняют в манипуляциях экологическими стандартами. Ему грозит до 169 лет лишения свободы. Осенью прошлого года Volkswagen пришлось выплатить 1,2 млрд долларов дилерам в США, пострадавшим из-за скандала с занижением характеристик двигателей по выбросам. 

Впрочем, позиции немецкого автопрома на американском рынке нельзя назвать сильными. «Американцы вообще довольно патриотичны в том, что касается покупки автомобилей. Они предпочитают в основном американские марки, на втором месте по популярности – японские. Немецкие бренды далеко позади, они совсем не так популярны, как, например, в России, их покупают лишь отдельные ценители», – говорит Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».

Чтобы убедить американцев покупать немецкое, тот же VW шел на различные ухищрения и предложения для них. В 2015 году, например, концерн предлагал американцам взять автомобиль Jetta в лизинг всего за 89 долларов в месяц. Достаточно было единоразово заплатить первоначальный взнос в 2500 долларов. Однако всевозможные маркетинговые акции все равно не сильно помогли концерну. Его продажи в США продолжали падать, тогда как рынок в целом рос.

Так, по итогам 2016 года рынок авто в США вырос примерно на 1%, всего было продано 17,6 млн новых легковых автомобилей (для сравнения, в России – около 1,4 млн шт.). Самым продаваемым брендом уже не первый год является Ford. Европейские же марки в прошлом году демонстрировали нулевые показатели роста, а доля VW – и вовсе отрицательную динамику. Причем дела у VW идут плохо уже не первый год, в том числе и из-за скандалов с «дизельгейтом». Исключением среди европейцев является лишь Volvo, у которого продажи выросли на 18%.

«Введение такого ввозного налога на европейские бренды может стать вполне реальным препятствием и снижением доли этих машин на американском рынке. Это может усугубить их и без того шаткое положение, ведь уже который год подряд никто из этих основных марок, которым «угрожает» Трамп, не входит даже в десятку самых распродаваемых в США», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».

С одной стороны, Трампу удастся заставить немцев заморозить заводы в Мексике или работать на грани выживания, с другой стороны, немецкие концерны вряд ли откроют новые заводы в США. «Это очень маловероятная ситуация, так как компании уже инвестировали серьезные средства в мексиканские производства, а учитывая, что продажи только падают, это будет совсем неэффективное расходование средств», – говорит Яковенко.

Это значит лишь одно. Позиции немецких автоконцернов в США продолжат слабеть. Рынок США будет полностью отвоеван местными производителями – Ford, General Motors и Chrysler. Если Трамп не затеет борьбу с Toyota, которая также показывает неплохие результаты, то японцы сохранят американский рынок сбыта.

«Я думаю, что американский автопром, получив хорошую поддержку от государства, сможет действительно произвести очень хорошие новые модели и закрепить это преимущество», – говорит Сергей Звенигородский.

Впрочем, Трампу будет не по силам убить немецкий автопром, да он на это и не нацеливается. даже несмотря на дизельный скандал, VW по итогам 2016 года стал мировым лидером по продажам автомобилей, показав лучший результат за всю историю компании. По данным focus2move, в прошлом году Volkswagen увеличил реализацию на 1,4% – до 10,102 млн автомобилей. Toyota, которая возглавляла мировой рейтинг продаж в предыдущие четыре года, опустилась на второе место с показателем 9,947 млн машин. На третьем месте – альянс Renault-Nissan, 8,513 млн автомобилей. Далее следует корейский автоконцерн Hyundai-KIA, который продал 8,175 млн штук. Замыкает пятерку мировых лидеров General Motors с показателем 7,972 млн автомобилей.

Volkswagen вырвался вперед благодаря тому, что по-прежнему сохраняет лидерство на европейском рынке по продажам, а также активно развивается в Азии. Так, в Китае в 2016 году концерн продал на 12% машин больше, чем годом ранее. А китайский рынок уже много лет как обошел американский и стал самым крупным автомобильным рынком.

Нельзя исключать, что европейцы в ответ на действия Трампа выставят аналогичные пошлины на ввоз американских автомобилей, говорит Звенигородский.

Объявленная Трампом война с немецким автопромом может стать еще одним поводом для ухудшения отношений с Ангелой Меркель.

«Меркель, конечно, в шоке от того, как Трамп будет вести экономическую политику. Она всерьез опасается, что идея и принципы свободной торговли окажутся под вопросом», – заявил газете ВЗГЛЯД немецкий политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар.

«Для немецких автостроителей это громадный удар. Американский рынок был для них самым главным. Сейчас все еще находятся под шоком от того, что было сказано», – подчеркнул политолог.

«Германия – маленькая страна, она не может производить столько машин для немцев, тем более здесь немецкие машины конкурируют с французскими, японскими, китайскими и корейскими. Поэтому для Германии закрытие внешних рынков – это катастрофа, это жуткий удар по автомобильной промышленности», – констатировал Рар. После дизельного скандала с VW, «который осквернил имидж немецкой автомобильной марки в Америке, удар по другим немецким производителям на американском рынке воспринимается в Германии как полный шок», добавил эксперт.

Трамп грозит приостанавливать, закрывать и запрещать многое, что существовало раньше, в том числе создание трансатлантической свободной экономической зоны, на которую очень надеялась канцлер Германии. При этом у многих еще есть надежда, что это всего лишь слова, а на практике Трамп не будет действовать так жестко. Однако Рар с этим не согласен. «Трамп будет действовать так, как он обещал своему электорату. Он будет создавать рабочие места в первую очередь в Америке, он будет укреплять американскую промышленность, будет заставлять американцев покупать американские автомобили, а не немецкие. И будет таким образом создавать лучшие условия для самих американцев в экономике», – полагает эксперт. Америка действительно может такой политикой укрепить себя и полностью вытащить из финансового кризиса, добавил он.

Вот только Европа понимает, что сделано это будет за счет других – в том числе за счет самой Европы.

Источник: vz.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также