Аналитика
Дорожная карта перемен

В начале октября этого года в Астане проходит XIII Ежегодный форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием лидеров двух государств. В центре внимания форума — вопросы развития транспортно-логистического комплекса соседних стран, через которые проходят магистральные пути Евразии. Значение форума трудно переоценить, ведь именно эти магистрали интегрируют евразийское пространство.

XIII – число счастливое

Повестку XIII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Астане президенты двух стран определили еще в августе на встрече в Сочи. Обсуждается механизм межрегиональных и приграничных связей. Выбор отраслевой тематики здесь очевиден: транспортно-логистический комплекс двух стран, от развития которого напрямую зависят не только сами государства и даже не только благополучие Евразийского экономического союза. От единых подходов к созданию транспортных, транзитных и логистических систем зависит будущее всей торговли Евразии.

Это будущее видится в единстве интересов, стратегии сотрудничества, которая приходит на смену привычной конкурентной модели. И уже сейчас понятно, что лидерами этого процесса стали Казахстан и Россия. Эти страны давно реализуют курс на широкую евразийскую интеграцию в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, совместно участвуют в крупных международных инфраструктурных, транспортно-логистических, энергетических проектах. Теперь новые перспективы получило сотрудничество в машиностроении. Казахстан стал участником целого ряда российских программ по импортозамещению, а российские компании все активнее работают на казахстанских рынках.

По данным торгового представительства Казахстана в России, сегодня на различных стадиях исполнения находятся инвестиционные проекты на общую сумму более 16,1 млрд долларов США. В целях углубления инвестиционного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза совместно с посольством Казахстана в России и ТПП РФ прорабатывается концепция и формат «Дорожной карты инвестиционного сотрудничества на срок до 2030 года».

Директор российского Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что существует комплекс направлений, где перед Москвой и Астаной стоят схожие задачи. Например, Казахстан совместно с Всемирным банком в рамках развития системы коммерциализации в стране начал реализацию проекта по стимулированию продуктивных инноваций. Этот опыт может быть интересен и для России. Кроме того, потенциально могут «выстрелить» совместные проекты по развитию внутреннего туризма, а именно, создание совместных туристических кластеров в приграничных регионах.

Между тем все эти проекты – часть гораздо более масштабных интеграционных начинаний на евразийском пространстве.

На пороге «Большой Евразии»
Интеграционная платформа, которая может возникнуть в результате достижения экономического соглашения между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом, даст новую прочную основу участникам этих объединений в их отношениях с Китаем, влияние которого в Евразии стремительно усиливается. В этой связи стоит напомнить о проекте «Большая Евразия», заявленном российским президентом Владимиром Путиным на последнем Санкт-Петербургском экономическом форуме, в котором участвовал и глава Республики Казахстан. Тогда президент России подчеркнул, что эта тема обсуждалась на встрече лидеров стран ЕАЭС в Астане, где было предложено «подумать о создании большого Евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран». В. Путин также подчеркнул, что двери в «Большую Евразию» открыты не только для других партнеров по СНГ, но и для прочих заинтересованных государств и объединений, в том числе и стран Европы.

Речь идет о Евразийском экономическом союзе, Экономическом поясе Шелкового пути и Европейском союзе. Идею «Общей Евразии» не раз формулировал и президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Все страны – представители трех упомянутых организаций не считают проект интенсификации сотрудничества ЕС, Шелкового пути и ЕАЭС вполне реализуемым. Причем не как политическое образование, а как союз с понятными и взаимовыгодными экономическими целями.

Яркий пример – Евразийский экономический союз, который еще недавно в Европе и в Китае воспринимали с осторожностью. Теперь эта наднациональная организация всем доказала состоятельность, заявив о своем праве быть игроком глобального рынка, с которым все должны считаться. И это при том, что страны-участники по отдельности испытывают трудности в экономике. Ведь предложенный Китаем Экономический пояс Шелкового пути как раз и стал реакцией Поднебесной на сильные интеграционные процессы ЕАЭС, из которых КНР, конечно, планирует извлечь свою выгоду.

По мнению большинства экспертов, наращивание темпов транспортного инфраструктурного строительства, которое предполагает Экономический пояс Шелкового пути, скажется на увеличении товаропотока на общем рынке ЕАЭС. Кроме того, для большинства участников Евразийского союза новый Шелковый путь является отличным способом выхода на европейские рынки.

Евросоюз тоже осознает, что ЕАЭС набирает вес. Об этом можно судить как благодаря бизнесу стран Европы, представители которого охотно идут на контакт с евразийскими коллегами, так и благодаря заявлениям официальных лиц обеих организаций. Тут нет ничего удивительного, ведь европейские компании не хотят терять многомиллионный рынок. Тем более на фоне укрепления связей ЕАЭС и Китая.

Реализовать потенциал
C расширением межгосударственной транспортно-логистической системы ЕАЭС она станет самым прибыльным элементом экономики этого объединения. Об этом шла речь на V Алматинском бизнес-форуме в рамках VII Международной выставки EXPO RUSSIA – KAZAKHSTAN.

Участники мероприятия отметили, что на пространстве ЕАЭС уже не первый год прорабатываются возможности взаимовыгодного сотрудничества между странами-участницами по расширению транспортно-логистического комплекса экономического союза. По словам некоторых из них, в настоящее время изучены грузопотоки, следующие из стран Юго-Восточной Азии в Южную и Центральную Европу. И без учета нефти и нефтепродуктов их объем составляет около 15,9 млн тонн грузов. При этом транспортный потенциал стран — участниц ЕАЭС используется не полностью.

При правильном подходе к этому вопросу, по мнению выступавших специалистов, грузооборот вполне может увеличиться в 2,5-3 раза до 8-9 миллионов тонн перевозимых грузов. Но для этого необходимо в комплексе развивать и портовые терминалы, и железнодорожные, и автомобильные дороги.

Для производителей Казахстана и России транспортная составляющая очень важна. И налаживание новых транспортных коридоров позволит выйти продукции стран как на рынки Востока, так и на рынки Запада. Этот вопрос весьма важен и требует инвестиций и участия экспертов.

Если удастся извлечь максимальные выгоды из своего геостратегического положения, ЕАЭС сможет стать крупнейшим мировым транзитером с широкой системой магистралей и соответствующей инфраструктурой. Это сделает его привлекательным для других стран, в том числе не входящих в постсоветское пространство. С некоторыми из них уже подписаны соглашения о зоне свободной торговли либо ведутся переговоры об установлении преференциальных режимов.

Интеграция выгодна бизнесу
Есть и еще одна, «третья сила», участие которой в евразийской интеграции нельзя недооценивать. Это предпринимательское сообщество России и Казахстана.

13 сентября в Москве состоялся Казахстанско-российский бизнес форум, который был организован посольством Республики Казахстан в Российской Федерации, Торгово-промышленной палатой РФ, торговым представительством Казахстана в России и национальным агентством «Казнексинвест».

В форуме приняли участие представители более чем 30 казахстанских предприятий, а также целый ряд российских торговых организаций. Было отмечено, что по итогам прошлого года внешнеторговый оборот между Казахстаном и Россией составил 14,6 млрд долларов США, снизившись по сравнению с 2014 годом на 28%, при этом экспорт из Казахстана снизился на 32% и составил 4,3 млрд долларов США, импорт из России снизился на 26% и составил 10,2 млрд. Тенденция к сокращению товарооборота сохраняется и в текущем году и, вероятно, может сократиться вдвое по сравнению с результатами 2014 года, когда он составил 17,7 млрд долларов.

Тем не менее участники форума обратили внимание на то, что сокращение объемов торговли произошло только в денежном выражении по причине ослабления национальных валют, при этом фактическое сокращение объема в товарном исчислении, по оценке представителя Минэкономразвития РФ, составило в прошлом году только 2%. Это является доказательством того, что взаимные экономические интересы обоих государств не ослабевают, хотя казахстанские партнеры выражают озабоченность тем, что экспортно-импортный баланс перевешивает в сторону импорта из России.

Наряду с обсуждением общей картины торговых отношений Казахстана и России проведение бизнес-форума в Москве свидетельствует о том, что казахстанские производители хотели бы выйти за рамки приграничного торгового обмена и закрепиться в столичном регионе, торговый потенциал которого значительно выше, чем на Урале и в Западной Сибири, субъекты которых находятся в непосредственной близости к Казахстану. В частности, в ходе форума был подписан контракт на поставку стройматериалов из Казахстана московским строительным предприятиям, а также состоялись встречи участников форума с руководством департамента строительства правительства Москвы.

Глазами экспертов
Казахстан является одним из главных торговых партнеров для многих субъектов РФ. Между регионами двух стран заключено порядка трехсот соглашений, охватывающих разные области взаимодействия. «Доля Казахстана во внешнем торговом обороте российских регионов варьируется от 12–15% на западе, например с Астраханской областью, до 45% с Алтайским краем. В среднем 25–30%. Для казахстанских регионов — в районе 50–60%. На мой взгляд, это хороший уровень», — комментирует представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. Генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов обращает внимание на ситуативный аспект сотрудничества. «Ситуация сейчас другая, в том числе в результате экономических изменений произошла девальвация тенге, соответственно относительное удешевление казахстанской рабочей силы, энергозатрат и т. д., — говорит он. — Сегодня наконец-то Казахстан становится более выгодным местом для реализации инвестиционных проектов. Он выгоден как удобная производственная площадка — заводы здесь, а рынок рядом. Но до недавнего времени валютные диспаритеты усложняли инвестиции в страну. Теперь образовалась стандартная экономически логичная модель с дешевым производством. И чтобы воспользоваться ее потенциалом, важно в Казахстане сделать больший акцент на развитие региональной политики». «Фактически межрегиональное и приграничное сотрудничество между Казахстаном и Россией образует серьезную экономическую составляющую ЕАЭС, — считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. — По большому счету в процессе евразийской интеграции много политики и мало экономики. Тогда как указанный формат межгосударственного взаимодействия дает многое именно по экономической линии. Причем максимальный акцент следует делать на развитие межрегионального сотрудничества, не требующего обязательного географического соприкосновения регионов двух стран».

Главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge. политолог Замир Каражанов считает, что пока в приграничной торговле не все так хорошо, как хотелось бы: «Если посмотреть структуру региональной экономики Казахстана, то мы увидим, что задают темп нефтегазоносные области, но есть и дотационные регионы. Приграничная торговля должна опираться и развиваться на основе спроса в областях». При этом главный редактор делового журнала «Эксперт — Казахстан» Сергей Домнин подчеркивает, что основа структуры межпроизводственных связей, которая возникла между Россией и Казахстаном еще несколько десятилетий назад, до сих пор задает тон в отношениях как между странами, так и между их регионами. «В этом мы не сильно ошибемся, если проанализируем товарооборот по приграничным областям, потому что большая его часть приходится именно на них, — отметил С. Домнин. — Все проекты развиваются в приграничных областях, где-то производство стоит и экспорт налажен, где-то идет кооперация. При этом основные вопросы решаются на высшем уровне. Именно поэтому в межрегиональных форумах участвуют президенты».

Президент России Владимир Путин (из выступления на XII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана 16 сентября 2015 года, Сочи)
– Начиная с 2003 года, когда состоялся I Межрегиональный форум по инициативе президента Казахстана, кстати говоря, взаимная торговля выросла в шесть раз – до 21 миллиарда долларов по итогам прошлого года. В этом году, по данным за январь – июнь, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются наши экономики, несмотря на колебания национальных валют, курсов национальных валют и несмотря на то, что стоимостный объём несколько сократился, физический объем товарооборота увеличился на 3,2 процента.

Расширяются взаимные потоки капиталов. В Казахстане накоплено 11 миллиардов долларов российских инвестиций, из них 1,5 миллиарда долларов вложено в прошлом году, то есть этот процесс продолжается. Создано более 11 тысяч совместных предприятий во всех отраслях экономики. Активно развивается нормативно-правовая база двустороннего межрегионального сотрудничества.

В работе по импортозамещению российская сторона готова к самому тесному взаимодействию с партнерами из Казахстана, а также всего Евразийского союза и других стран. Мы заинтересованы в выстраивании производственных и технологических цепочек в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, в других смежных отраслях. Убежден, такое сотрудничество пойдет на пользу всем, безусловно, всем его участникам. Сообща легче повышать конкурентоспособность на мировом рынке, снижая зависимость от западных поставщиков. В этом гарантия экономической и продовольственной безопасности наших стран.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (из выступления на XII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана 16 сентября 2015 года, Сочи)
– Сейчас негативные экономические тенденции падения цен на сырьевые товары, девальвация валют целого ряда стран оказывают давление на развитие наших стран. В то же время эта ситуация дает возможность раскрыть внутренние резервы роста, в том числе расширение нашего сотрудничества дальше.

Надо развивать сотрудничество в сфере взаимных инвестиций, создавать трансграничные совместные предприятия, консорциумы, выстраивать производственные цепочки, сформировать качественную транспортную, логистическую инфраструктуру и особенно кооперацию.

Транспорт, логистика: как доставить эту продукцию? Сегодня мы обсуждали коридор Западная Европа – Западный Китай. Казахстан заканчивает 2700 километров, дальше он идет в Россию. За счёт создания таких центров на этой дороге мы могли бы увеличить товарооборот сельхозпродукции. Для этого использовать ресурсы Евразийского банка развития.

Хочу еще раз информировать, что мы осуществляем очень большую инфраструктурную программу в Казахстане стоимостью 14 миллиардов долларов на три года: мы отремонтируем и построим 7 тысяч километров новых автомобильных дорог, железных дорог, приведём в порядок все аэропорты и порты на Каспийском море. Продолжая Экономический пояс Шелкового пути – инициатива Китая, – все эти дороги будут работать на общее благо и Казахстана, и России.

Сергей Катырин: условия для сотрудничества благоприятны
Высокий уровень политических отношений России и Казахстана настраивает предпринимательское сообщество двух стран искать новые точки роста торгово-экономического сотрудничества, где одним из приоритетных направлений видится межрегиональное взаимодействие, считает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

«Значимость межрегиональных связей очень велика. В случае с Россией и Казахстаном это более 60% нашего торгового оборота», – отметил глава ТПП РФ. Нынешнее негативное состояние глобальной экономики, падение цен на основные экспортные товары (а в данном случае структура экспорта России и Казахстана близка: значительную долю составляют углеводороды), девальвация национальных валют не могли не сказаться на экономике двух стран и состоянии взаимной торговли, напомнил он.

При этом глава Палаты добавил, что в рамках деловой части форума будут обсуждаться вопросы поддержки экспорта, транспорта и логистики, туризма. Кроме того, ТПП РФ совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) проводит совместную биржу контактов для предпринимателей двух стран.

Тимур Кулибаев: на стыке бизнеса и государственных структур
09 сентября 2016 года председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев поздравил всех предпринимателей Казахстана: «Три года назад, в этот день, совместным решением правительства Республики Казахстан и НЭПК «Союз «Атамекен» была создана в своем нынешнем виде Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен». Особо хотелось бы подчеркнуть уникальность организации, в которой мы работаем, – на стыке бизнеса и государственных структур, на стыке социальных и экономических интересов.

Три года – это небольшой срок для развития человека, но немалый этап для организации. Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» сделала очень многое за это время, и даже простое перечисление ее успехов займет время. Большая заслуга в этих успехах – сплоченного и профессионального коллектива палаты».

Накануне ЭКСПО-2017: столицы идут на сближение
В конце сентября в московском выставочном комплексе ВДНХ прошли Дни Астаны. Событие грандиозное, в последний раз они проходили 14 лет назад. Главным событием стала встреча мэра Москвы Сергея Собянина со своим казахстанским коллегой — акимом Астаны Асетом Исекешевым. Глава столицы Казахстана попросил московских коллег поделиться опытом в управлении транспортными и пешеходными потоками, а также технологиями благоустройства и коммунального хозяйства. В ответ на возможность провести в российской столице Дни Астаны, А. Исекешев предложил уже в следующем году, в то время когда столица республики будет принимать международную выставку ЭКСПО-2017, провести там Дни Москвы. Зашла речь и о развитии туризма в Казахстане. Ожидается, что постройка нового аэропорта, появление сети всемирно известных отелей существенно повысят привлекательность этого государства в глазах потенциальных туристов. Тем более что Россия по-прежнему остается в списке одной из самых популярных стран для посещения среди граждан Республики Казахстан.

Источник: tpp-inform.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.04: 5 852 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также