Аналитика

Публичная перепалка между Тегераном и Эр-Риядом по вопросу организации хаджа и управления двумя святыми местами для мусульман, Меккой и Мединой, набирает обороты. То, что начиналось как религиозный конфликт и выглядело очередным эпизодом раздора между шиитским Ираном и ваххабитской Саудовской Аравией, буквально за несколько дней трансформировалось в геополитическую проблему. Собственно, толчок к этому был дан еще в первоначальном заявлении верховного лидера Исламской революции аятоллы Али Хаменеи, который обвинил саудитов, «маленькую и ничтожную сатану», в боязни поставить «под угрозу интересы великого сатаны — США». Аятолла заявил, что Эр-Рияд создает и вооружает «злых такфиров», вследствие чего мир ислама раздирают гражданские войны, «убивая и раня невинных и проливая кровь в Йемене, Ираке, Леванте, Ливии и других странах». Поэтому «из-за деспотичного поведения саудовских правителей по отношению к гостям Бога мир ислама должен коренным образом пересмотреть проблему управления двумя святыми местами и вопрос о хадже».

После этого в словесный бой стали вступать новые силы. Тегерану ответил министр внутренних дел и председатель Совета по вопросам политики и безопасности Саудовской Аравии, наследный принц Мухаммад бин Наиф. Он попытался свести смысл выступления Хаменеи к тезису об обеспечении безопасности паломников. Принц заявил, что «королевство не позволит возникнуть чему-либо такому, что противоречит обряду паломничества, может нарушить безопасность и затронуть жизнь паломников, будь ими иранцы или кто-то другой». И в свою очередь обвинил иранских паломников в том, что они сами хотят «политизировать хадж», используя его как возможность «нарушить учение Ислама через выкрикивание лозунгов». Возможно, все этим бы и ограничилось, если бы верховный муфтий Саудовской Аравии Абдуль Азиз аль-Шейх не поднял градус полемики на новый уровень. Он сообщил, что иранцы вообще не являются мусульманами, поскольку они — «потомки зороастрийцев», а потому враждебны к мусульманам, «особенно к суннитам». После чего министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф обвинил духовных руководителей Саудовской Аравии в «исповедовании неканоничных религиозных взглядов и потворстве экстремизму».

Эта острая дискуссия проходила на фоне одного знаменательного события в Грозном. В конце августа этого года в Чечню приехало более 100 религиозных деятелей из 30 стран — Сирии, Ливии, Иордании, Великобритании, Индии, Египта, ОАЭ, Турции, ЮАР и других стран. Они приняли участие во Всемирной исламской конференции «Кто они, последователи сунны?». Среди гостей, сообщает портал On Kavkaz, были верховный имам Египта шейх Ахмад ат-Тайеб, муфтий Шауки Ибрагим Абдулькарим Муса Аллям, ректор влиятельного исламского университета Аль-Азхар Ибрагим аль-Худхуд, а также считающийся потомком пророка Мухаммада проповедник Хабиб Али аль-Джифри, уроженец Саудовской Аравии. По итогам конференции были приняты итоговые документы, разъясняющие, кто же может считаться суннитом. Участники встречи объявили, что истинными мусульманами являются только те, кто в теологии придерживается школы калама (ашариты и матуридиты), следует одному из четырех мазхабов, а также идет «по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев». Остальные являются заблудшими, утверждается в фетве, называя среди таких «заблудших сект современности» ваххабитов или «салафитов».

По мнению информационного агентства Папского института заграничных миссий AsiaNews, постановление Всемирной исламской конференции является «предвестником важных событий». Хотя издание и полагает, что одного его будет недостаточно. Отец-иезуит Самир Халил Самир, специализирующийся на изучении ислама, считает, что фетва является ответом на запрос, который президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси в декабре 2014 года сделал в беседе с богословами влиятельного суннитского университете Аль-Азхар. Напомним, что ас-Сиси тогда призвал своих собеседников принять участие в обновлении учения об исламе и реформировать их учебные программы под нужды современной эпохи. Однако «развод» между суннитским исламом и ваххабизмом должен быть выражен четче. Исламский политолог Камель Абдеррахмани указал в интервью AsiaNews, что внимательный анализ пока что не дает основания говорить о принципиальной разнице между суннизмом и ваххабизмом. За этим виден намек, что работы Всемирной исламской конференции должны быть продолжены, заострены, а также подтверждены на других уровнях — возможно, в фетвах университета Аль-Азхар, к которому многие прислушиваются в мусульманском мире.

В начале этого года специалист по исламу университета Берна Райнхард Шульце, комментируя обострение саудовско-иранского конфликта, связанное с приведением в исполнение Эр-Риядом смертного приговора шиитскому имаму Нимру Бакр аль-Нимру, заявлял о «распаде исламского мира». Вместе с тем он предполагал, что есть шанс купировать потенциальное суннитско-шиитское столкновение, так как, по его мнению, реальным является, скорее, противостояние между шиитами и «радикальным пуританским направлением суннитского толка — ваххабизмом, который стал доминирующим учением в Саудовской Аравии и является государственным вероисповеданием». Таким образом, если мировая общественность окажет давление на Эр-Рияд, возможно, вплоть до введения санкционного режима, то тогда появится надежда потушить религиозную войну в ее зародыше. Иначе последствия трудно будет описать, и не только для одного Ближнего Востока.

Присоединение суннитских авторитетов к этой борьбе шиитского Ирана с ваххабитами Саудовской Аравии, конечно, еще не делает их союзниками Тегерана и не свидетельствует о желании прекратить застарелую вражду с шиизмом. Пока можно говорить о совпадении тактических целей при наличии у каждой из сторон собственной мотивации, от религиозной до геополитической. Но и такой «странный альянс» способен подтолкнуть многие процессы на Ближнем Востоке, связанные с его перестройкой и переделом.

Источник: regnum.ru

Рухани призвал мусульманские страны объединиться, чтобы «покарать» саудовские власти

Мусульманские страны должны объединиться и покарать Саудовскую Аравию за совершаемые преступления. Такое мнение высказал президент Ирана Хасан Рухани, сообщает агентство IRNA.

«Страны региона и исламский мир должны скоординировать усилия для того, чтобы урегулировать проблемы и покарать саудовские власти. Если проблема с саудовским правительством ограничивалась бы лишь организацией хаджа, решение можно было бы найти, но, к сожалению, саудовские власти совершают преступления в регионе, поддерживают терроризм и проливают кровь мусульман в Ираке, Сирии и Йемене», — заявил Рухани.

Как сообщает PressTV, глава МИД Ирана Джавад Зариф также обвинил духовных руководителей Саудовской Аравии в исповедовании неканоничных религиозных взглядов и потворстве экстремизму.

Ранее верховный муфтий Саудовской Аравии Абдель Азиз аш-Шейх заявил, что иранцы не являются мусульманами и что они враждебны суннитам. Он сделал данное заявление после того, как руководитель Исламской республики Иран аятолла Али Хаменеи подверг критике официальных лиц Саудовской Аравии, ответственных за организацию хаджа. По мнению Хаменеи, именно они виноваты в том, что в давке на хадже в 2015 году погибли паломники, в том числе 460 иранцев.

В этом году Иран запретил своим гражданам ехать на хадж в Саудовскую Аравию. Одной из причин было то, что в начале 2016 года Саудовская Аравия и ряд других арабских стран объявили о разрыве дипотношений с Ираном после вынесения смертного приговора шиитскому проповеднику Нимра ан-Нимра. За его казнью последовали разгром посольства Саудовской Аравии в Тегеране и нападение на Генконсульство королевства в иранском городе Мешхеде.

Источник: rosbalt.ru

От редакции "Закон Времени": Смотрите наш фильм по данной теме: Антикораническая стратегия заправил библейского проекта

 

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.03: 4 202 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также