Аналитика

Не так давно закончилась моя поездка по тем русским горкам, что в простонародье называют «армией», - и теперь я переполнен обычными человеческим впечатлениями, коими полонится рассказ всякого уважающего себя «дембеля». Можно было бы помянуть обо всём: о порядках, о людях, - но говорить плохо о ком-то конкретно – не совсем этично, а подчёркивать хорошие, но обыденные их качества – неинтересно.
Однако есть одна тема, которую я не могу обойти стороной и которая, кажется, выражает нечто существенное во всём происходившем. Это – так называемая «культурно-воспитательная» работа, то есть то, какие идеи и настроения витают в сегодняшнем армейском воздухе.

За прошедший год свою «порцию» культуры я успел получить в трёх местах: на распределительном пункте и в двух воинских частях (обе, надо заметить, - довольно «элитные»). «Опотчивание» - чтобы вы понимали – происходило главным образом в форме просмотра кинофильмов: политинформации в армии уже давно не предполагается, а душеспасительные беседы присутствуют лишь в порядке исключительно редкой (и возникающей всегда невпопад) частной инициативы.
В официальном плане, правда, числится некое «информирование» о текущих новостях, датах и героях – там присутствует даже рассказ о Сталине! – однако оно отдаётся на откуп солдатам, которые с подобными заданиями не церемонятся – и лепят (в лучшем случае) статьи из википедии.

Первый армейский киносеанс встретил меня на «распределителе». Распределительный пункт – это воинская часть, куда свозят из местных военкоматов только-только забранных призывников. Отсюда их распределяют по тем частям, где они будут нести службу. После ряда нехитрых процедур по учёту, всех призванных рассаживают в помещении, смахивающем на школьный актовый зал, - ждать решения (иногда по нескольку дней) – и смотреть кино.


В нашем случае выбор фильмов осуществлялся полудемократически: в зале ставили компьютер с подборкой кинолент, а призывники сами решали, что и в каком порядке смотреть. Насколько я могу судить, вкусы «подборщиков» и вкусы ставшей теперь армейской аудитории поразительным образом сходились. Фильмы были в основном американскими, большей частью – последних лет 15. Были там и «тупые молодёжные американские» комедии (типа «американских пирогов»), и американские же боевики (почти все – про войну), и даже какие-то не совсем тривиальные фильмы (в момент моего прибытия как раз крутили фильм Скорсезе).

Тем не менее, подборка эта не была хаотичной – в ней прослеживался нехитрый критерий, впоследствии подтверждённый. Когда-то, желая мягко отучить родственников от телевизора, и всматриваясь в иностранные «рейтинговые» сериалы, я наткнулся в описании ленты про Спартака на апофеоз данного принципа (цитата не буквальная, но близкая): «В этом фильме вас ожидают моря крови, первобытная жестокость, животный секс…» - для полноты я бы добавил ещё: «…и сортирный юмор». Если фильм Скорсезе – это нечто + наркотики и секс (не будем даже рассуждать, какую роль играет эта последняя компонента), то натренированный взгляд «подборщика» (а также, похоже, и зрителя) улавливает в нём только наркотики и секс.


Когда, уже в части, по входным нам показывали кино, подбираемое (по всей видимости) кем-то из офицерского состава – и вносимое в официальный распорядок – к моему удивлению обнаружилось, что принцип подборки не отличается ни на йоту. Единственным положительным моментом был «Список Шиндлера» - «прошедший фильтры», видимо, потому, что он про войну и геноцид, да ещё и «топовый» - но который оказался совсем уж не боевиком.

Но всё это – прелюдия. В принципе, подобное состояние сегодняшней культуры – и умов, этой культурой формируемых – ни для кого не секрет. В то же время, замена патриотического воспитания в войсках на такой «ширпотреб» всё же как-то удивляет. Не то, чтобы современные фильмы про войну – какого-нибудь Михалкова или Бондарчука – предлагают большое поле для манёвра, однако о чём думает власть, спонсируя именно их? Так ли ей маловажно умонастроение её солдат?..


В общем, вся эта картина предстала мне совсем с иной стороны, когда настало время оценить уже американский армейско-патриотический продукт – фильм «Ярость». Ведь в нём всё те же кроваво-сексуальные темы внезапно оказались перенесены на уровень выше.


Есть что-то глупое и комичное в ситуации, когда солдатам показывают фильмы про войну, снятые их (теперь уже даже не потенциальными) врагами. И нечто уже совсем гротескное есть в том, что эти фильмы внушают больше патриотизма и боевого духа, чем кино отечественного разлива (см. Михалков и Ко).

Однако в какой-то момент ты начинаешь подозревать, что реальность лежит совершенно в другой плоскости, чем эти общие (пусть и справедливые) оценки.

Есть же в действиях людей какая-никакая, но логика? Почему, собственно, армейское начальство не может пойти по пути наименьшего сопротивления и вывести на экран богатую советскую классику? Это решение, казалось бы, убьёт всех зайцев: нет проблемы с «копирайтами», есть исполнение «норм по патриотизму»… В конце концов, извечный приказ не спать, а смотреть, и угроза спросить о содержании фильма больше придутся к месту на каком-нибудь «Восхождении», а не на комедии «Мачо и ботан». Ну и вообще, солдаты всегда вынуждены смотреть то, что им прикажут.

Однако в вопросе выбора фильмов армейское руководство проявляет нехарактерную заботу о личном составе (кстати, все офицеры, кажется, тоже смотрят эти фильмы). Солдаты вкалывают под психологическим давлением, устают – зачем усыплять их «тихими зорями», если можно развлечь чем-то «дерзким, модным, молодёжным»? Офицеры же не ретрограды какие-то! Им нужно быть продвинутыми и привлекательными!

Как по мне, так «Чапаев» банально интересней, динамичней и остроумней любого из показанных в армии фильмов – о чём полковники, служившие ещё при СССР, знают ничуть не хуже. Ну да что там…

Итак, всё кажется просто: вместо патриотизма – «развлекалово»… Но тут на экране возникает «Ярость».

Паренёк – писарь во время Второй мировой – попадает в экипаж танка. Он проходит через отмывание кусков разорванного пулей товарища, стрельбу по нацистам, мародёрство (!) в захваченном немецком городе – и «переплавляется» в героя, держащего оборону на подбитом танке против волн СС-овцев.

Движущая сила фильма – всё от же знакомый нам по предыдущей статье принцип: смакование человеческих ошмётков, жестокости, кровь, намёки на сексуальное насилие… Только это уже подаётся не как развлечение римской толпы, а как героический быт американского патриота, борющегося со вселенским злом – фашизмом.

Вот суровый вояка входит в мирный немецкий дом, требует выгрести на стол последние запасы, издевается над живущей там семьёй – и это всё в качестве подготовки изнасилования ничего ему не сделавших женщин.

Когда писарь, ещё не освоившийся с патриотичным героизмом американских вояк, начинает выказывать что-то наподобие возмущения – ему выдают весомую лекцию о том, что нацисты понаделали американцам такое, за что любая плата мала (это, по сути, – главная тема всего фильма). Ситуация разруливается без человеческих жертв только благодаря благородству командира и тому, что писарь берёт на себя секс с девушкой (которая, конечно, влюбляется в такого милого и героичного солдата).

«Что», – спросит американец, – «вы хотите отрицать зверства нацистов?!» Конечно, нет. Однако: «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остаётся». Такой ли уж нацист эта простая немецкая девушка, которую всё хотят изнасиловать? (Если уж американцам хватило холодного рассудка, чтобы «пожалеть» и взять на работу правую руку Гитлера – диверсанта Отто Скорцени и других СС-овских «специалистов», то уж простую девушку можно и пожалеть…)

Да и вообще, о чём идёт речь? Американские жёны и дети не умирали от руки нацистов и не были изнасилованы (так, как это было в СССР – а ведь у нас тем не менее особенно подчёркивалась «благородность» ярости, сочувствие к простым гражданам), а эмпатия армии США к бедствиям других народов почему-то не приводила их в «ярость» аж до 44-го. Удивляет тут не неумелое оправдание пресловутой американской ярости, а её генезис. Откуда она взялась? Куда делись сдерживающие её достоинство и гуманизм?

Создаётся впечатление, что нацисты здесь вообще нужны лишь для антуража. Такой фильм – это восхваление, возведение на уровень героизма всё того же принципа «жестокости и секса». «Жестокость и секс – качества настоящего солдата!» «Жестокость и секс побеждают мировое зло!» «Займись жестокостью и сексом – стань патриотом!» Один принцип – и в повседневной жизни (американские комедии и боевики), и в интеллектуализме (смакование сцен секса и насилия стали визитной карточкой существенной части «авторского кино»), и даже в героизме.

Но раз уж оказалась задета тема Второй мировой – что же делать с пресловутым СС? Не сделало ли из них следование подобному принципу абсолютных «антигероев» человечества? Что ж, довод веский.

…Бравые американские герои уже готовы победить врага. Однако киношный трагизм внезапно лишает их боеприпасов! Герои торжественно погибают, остаётся один писарь (самый чистый и простой персонаж, объект всеобщего сочувствия и умиления, уже вошедший, впрочем, в героический пантеон). Он закапывается под танк и ждёт, когда уйдут нацисты. Те уже было собираются пройти мимо, однако в последний момент под танк заглядывает СС-овец.

Он встречается с писарем взглядом – и проникается то ли общим гуманистическим чувством, то ли гуманизмом в смеси с уважением перед американским героизмом… В общем, СС-овец разворачивается и молча уходит в закат.

Ну и могут ли у вас после этого возникнуть претензии к СС? Да, ребята немного переборщили; но в целом и они тоже – нормальные люди. Настолько же, насколько и бравые американцы – насилующие порой от избытка благородных чувств мирное население.

Не случайно на западе издавна велась специфическая кампания против советских воинов-освободителей. Наших солдат всегда пытались выставить зверями, насильниками, жестокими убийцами, не разбирающими в кровавом раже, где свой – где чужой. Отсюда – и «классические» мифы о миллионе изнасилованных немок, и сжигание мирного населения в «современной» скандальной игре «Company of Heroes 2». Здесь же нельзя не вспомнить образ солдата, транслирующийся всё теми же Михалковым и Бондарчуком: нацист всегда более благороден и гуманен, отечественный же солдат – дикое зверьё, движимое самыми низкими чувствами: страхом и похотью (эпизод с «Белоснежкой» – или как там её? – в 9 роте, страдания из-за Кати в «Сталинграде» и пр., и пр.).

Главное же во всём этом (для Запада) – сберечь от наветов движущий всем принцип: живите спокойно с насилием и сексом – они прекрасно сочетаются с истинной человечностью! Особенно на поле боя.

Источник: РВС часть 1, часть 2

От редакции "Закон Времени": Смотрите наш фильм по данной теме: Наука побеждать. Русская армия: выбор пути 

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 04.05: 1 222 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также