На прошлой неделе в мире отмечался день толерантности, который установлен декларацией о принципах терпимости на 16 ноября. Сама декларация была принята на 28 сессии генеральной конференции ЮНЕСКО. Предпосылкой её появления стало наличие в мире огромного количества конфликтов на почве расовой, национальной, религиозной неприязни. Причём эти конфликты происходят как внутри государств, затрагивая межличностные взаимоотношения, так и выплёскиваются в различные межгосударственные противостояния и даже глобальные очаги нестабильности, которые по сей день можно наблюдать в мире. Особенно актуально этот вопрос звучит сейчас — когда Европу захлёстывает волна беженцев.
ЮНЕСКО (UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — cпециализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Терпимость или толерантность?
В международных документах толерантность переводится как терпимость и трактуется следующим образом:
«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.» [1]
Существует множество споров о том, насколько термин “толерантность” соответствует русскому слову «терпимость», поскольку в различных словарях приводится множество разных трактовок данного термина. Однако в рамках серии статей о толерантности мы хотели бы отметить несколько аспектов в понимании этого явления в современном мире.
Наиболее близко к пониманию толерантности в современном мире понятие терпимости определяет толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля:
«Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению. Терпимость, свойство, качество это.» [2]
В данном определении важным является указание на то, что истинная терпимость к другим людям невозможна без внутренних чувств, в основе которых лежит милосердие. Милосердие же, в свою очередь, трактуется тем же Далем следующим образом:
«сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость». [3 ]
В словаре Ожегова “милосердие” имеет следующую трактовку:
«готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». [4 ]
Соответственно, такое свойство человека, как терпимость (по отношению к людям с иным расово-этническим происхождением или с другими социально-политическими и религиозно-философскими взглядами и убеждениям), можно обозначить как готовность принимать что-либо незнакомое ему, или то, с чем он не согласен на основе милосердия, сострадания и человеколюбия.
Имеющееся во многих европейских языках слово толерантность, от латинского tolerantia – терпение (англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance) связывается с терпимостью, снисходительностью к кому- или чему-либо, обозначает готовность предоставить другому человеку возможность осуществлять свободу мысли и действия.[5]
Как видно, в западной интерпретации отсутствует критерий наличия милосердия, которые свойственные русскому пониманию смысла термина. В данном случае толерантность выступает в качестве обязанности и не подразумевает наличие особых личностных качеств человека, на основании чего он строит своё отношение к другим людям. Как можно понять из такого определения, толерантным нужно быть потому, что так принято, а не из-за собственной осознанной нравственной позиции по отношению к людям и человечеству в целом.
Кроме этого встаёт ещё ряд вопросов: есть ли в жизни что-то, что терпеть не нужно? Если есть, то где грань между тем, что терпеть можно и нужно, а что — нет? И как относится к тем явлениям, которые объективно приносят вред человеку, которые преподносят в качестве нормы?
Если нам сказали терпеть — значит так и надо?
Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что большинство разделяет его
Лев Толстой
Обратимся к современной трактовке понятия, которое содержится в декларации о принципах терпимости: «Уважение, принятие и правильное понимание …». Тут возникает вопрос: кем устанавливается и оценивается правильное понимание тех или иных явлений в обществе, к которым необходимо проявлять толерантность?
Согласно определению, которое предложил Даль, такое понимание каждый человек для себя определяет сам, исходя из своего мировоззрения и нравственности. Следовательно, для того чтобы институт толерантности работал эффективно, необходимо направлять усилие в первую очередь на формирование адекватного мировоззрения человека, а также на его нравственно-этическое воспитание и чуткость к жизненным обстоятельствам, которые для каждого человека будут уникальны, как и те явления в обществе, к которым необходимо проявлять терпимость.
Если следовать западной трактовке, то правильное понимание индивиду вырабатывать самому не нужно, следует принять то, что уже определено мировой общественностью через различные международные организации и закреплено в международных нормах, которые, исходя из пункта 2.1 декларации принципов терпимости, являются основой для изменения и подстройки законодательства отдельных стран [1]. Таким образом в мире определяется грань: что является нормальным поведением, а что пока ещё под запретом, причём планка постоянно меняется в сторону увеличения вседозволенности и различного рода девиантного поведения. Подобное поведение навязывается в качестве нормы, а те страны и отдельные личности, которые не признают это, несут ответственность и осуждение. Хотя эти явления объективно могут причинять вред не только человеку, который к ним относится толерантно, но и ко всему обществу, которое приняло такую норму поведения (например пропаганда под эгидой толерантности сексуальных меньшинств, а так же педофилии).
В отличие от развития межличностных, межнациональных взаимоотношений на Западе национальный вопрос в русской культуре в большинстве случаев разрешался успешно. Ярким примером тому является СССР, где мирно уживались множество национальных государств и народов.
Чего нельзя сказать про толерантность, например в США, где долгое время расовая дискриминация являлась атрибутом «демократического» американского общества. Существенные подвижки в этом вопросе начались лишь в 1960-х годах! с принятия закона о запрете расовой дискриминации. Однако до сих пор такие случаи возникают и предаются огласке в мировых СМИ. Стоит вспомнить недавнее громкое происшествие в Фергюсоне [6]. И виной тому сознание людей, которые несмотря на наличие законов и международных норм всё равно относятся к людям, не похожим на них, как к рабам.
Протестные выступления в Фергюсоне, Миссури, 13 августа 2014
Нам нужна толерантность?
Институт терпимости (толерантности) — необходимость в современном мире. Он является предпосылкой к нормальному межличностному взаимодействию. От того, насколько адекватно он понимается, а самое главное применяется на практике, зависит многое и в первую очередь будущее самого человечества. Однако в современном обществе понятие терпимости достаточно расплывчато и неясно. В нём есть ряд моментов, требующих уточнения и проработки.
В целом, в мировой практике сложилось догматичная трактовка толерантности (хотя об обратном заявлено в декларации о принципах терпимости), которая устанавливает для человека нормы поведения в «рамках толерантности», которые он обязан выполнять. Но намного важнее не просто создание законов, устанавливающих какие-либо принципы толерантности и обучение толерантности исключительно на основе загрузки в психику уже готовых стереотипов, касающихся того, к кому относится нужно с толерантностью, а воспитание личностной культуры психической деятельности и нравственности, которая позволила бы человеку самому, без указок и последствий применять на практике принцип терпимости и уважения к другим.
Если разбирать вопрос глубже и рассматривать мировую практику применения норм международного права, касающиеся толерантности, можно придти к выводу, что данный принцип наряду с многими другими институтами международного права выступает в роли инструмента управления. Об этом, а также о конкретных проявлениях принципа толерантности в мировой практике, и о том, какие ещё в нём таятся подводные камни мы расскажем в следующих статьях цикла «Такая разная толерантность».
Источники:
1. Декларация принципов терпимости http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml
2. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка (онлайн версия) слово ТЕРПЕТЬ http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-39658.htm?#
3. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка (онлайн версия) слово МИЛЫЙ http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-15578.htm
4. Словарь Ожегова толковый словарь русского языка (онлайн версия) слово МИЛОСЕРДИЕ http://www.ozhegov.com/words/15888.shtml
5. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках http://www.emissia.org/offline/2007/1204.htm
6. Министерство юстиции США обнаружило признаки расовой дискриминации в Фергюсоне http://www.interfax.ru/world/427738
7. Чандран Кукатас Терпеть нетерпимое http://www.inliberty.ru/library/343-terpet-neterpimoe
8. Терпимость в России и толерантность в Европе. Нужны ли границы? http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/terpimost-v-rossii-i-tolerantnost-v-evrope-nuzhny-li-granitsy/
Источник: 4esnok.by
Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту