Аналитика

Такая разная толерантность.  Часть первая: различие понимания на Западе и в Русском мире

На прошлой неделе в мире отмечался день толерантности, который установлен декларацией о принципах терпимости на 16 ноября. Сама декларация была принята на 28 сессии генеральной конференции ЮНЕСКО. Предпосылкой её появления стало наличие в мире огромного количества конфликтов на почве расовой, национальной, религиозной неприязни. Причём эти конфликты происходят как внутри государств, затрагивая межличностные взаимоотношения, так и выплёскиваются в различные межгосударственные противостояния и даже глобальные очаги нестабильности, которые по сей день можно наблюдать в мире. Особенно актуально этот вопрос звучит сейчас — когда Европу захлёстывает волна беженцев.

ЮНЕСКО (UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — cпециализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.ЮНЕСКО (UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — cпециализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Терпимость или толерантность?

В международных документах толерантность переводится как терпимость и трактуется следующим образом:

«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.» [1]

Существует множество споров о том, насколько термин “толерантность” соответствует русскому слову «терпимость», поскольку в различных словарях приводится множество разных трактовок данного термина. Однако в рамках серии статей о толерантности мы хотели бы отметить несколько аспектов в понимании этого явления в современном мире.

Наиболее близко к пониманию толерантности в современном мире понятие терпимости определяет толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля:

«Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению. Терпимость, свойство, качество это.» [2]

В данном определении важным является указание на то, что истинная терпимость к другим людям невозможна без внутренних чувств, в основе которых лежит милосердие. Милосердие же, в свою очередь, трактуется тем же Далем следующим образом:

«сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость». [3 ]

В словаре Ожегова “милосердие” имеет следующую трактовку:

«готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».  [4 ]

Соответственно, такое свойство человека, как терпимость (по отношению к людям с иным расово-этническим происхождением или с другими социально-политическими и религиозно-философскими взглядами и убеждениям), можно обозначить как готовность принимать что-либо незнакомое ему, или то, с чем он не согласен на основе милосердия, сострадания и человеколюбия.

Имеющееся во многих европейских языках слово толерантность, от латинского tolerantia – терпение (англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance) связывается с терпимостью, снисходительностью к кому- или чему-либо, обозначает готовность предоставить другому человеку возможность осуществлять свободу мысли и действия.[5]

Как видно, в западной интерпретации отсутствует критерий наличия милосердия, которые свойственные русскому пониманию смысла термина. В данном случае толерантность выступает в качестве обязанности и не подразумевает наличие особых личностных качеств человека, на основании чего он строит своё отношение к другим людям. Как можно понять из такого определения, толерантным нужно быть потому, что так принято, а не из-за собственной осознанной нравственной позиции по отношению к людям и человечеству в целом.

Кроме этого встаёт ещё ряд вопросов: есть ли в жизни что-то, что терпеть не нужно? Если есть, то где грань между тем, что терпеть можно и нужно, а что — нет? И как относится к тем явлениям, которые объективно приносят вред человеку, которые преподносят в качестве нормы?

Если нам сказали терпеть — значит так и надо?

Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что большинство разделяет его

Лев Толстой

Обратимся к современной трактовке понятия, которое содержится в декларации о принципах терпимости: «Уважение, принятие и правильное понимание …». Тут возникает вопрос: кем устанавливается и оценивается правильное понимание тех или иных явлений в обществе, к которым необходимо проявлять толерантность?

Согласно определению, которое предложил Даль, такое понимание каждый человек для себя определяет сам, исходя из своего мировоззрения и нравственности. Следовательно, для того чтобы институт толерантности работал эффективно, необходимо направлять усилие в первую очередь на формирование адекватного мировоззрения человека, а также на его нравственно-этическое воспитание и чуткость к жизненным обстоятельствам, которые для каждого человека будут уникальны, как и те явления в обществе, к которым необходимо проявлять терпимость.

Если следовать западной трактовке, то правильное понимание индивиду вырабатывать самому не нужно, следует принять то, что уже определено мировой общественностью через различные международные организации и закреплено в международных нормах, которые, исходя из пункта 2.1 декларации принципов терпимости, являются основой для изменения и подстройки законодательства отдельных стран [1]. Таким образом в мире определяется грань: что является нормальным поведением, а что пока ещё под запретом, причём планка постоянно меняется в сторону увеличения вседозволенности и различного рода девиантного поведения. Подобное поведение навязывается в качестве нормы, а те страны и отдельные личности, которые не признают это, несут ответственность и осуждение. Хотя эти явления объективно могут причинять вред не только человеку, который к ним относится толерантно, но и ко всему обществу, которое приняло такую норму поведения (например пропаганда под эгидой толерантности сексуальных меньшинств, а так же педофилии).

В отличие от развития межличностных, межнациональных взаимоотношений на Западе национальный вопрос в русской культуре в большинстве случаев разрешался успешно. Ярким примером тому является СССР, где мирно уживались множество национальных государств и народов.

Чего нельзя сказать про толерантность, например в США, где долгое время расовая дискриминация являлась атрибутом «демократического» американского общества. Существенные подвижки в этом вопросе начались лишь в 1960-х годах! с принятия закона о запрете расовой дискриминации. Однако до сих пор такие случаи возникают и предаются огласке в мировых СМИ. Стоит вспомнить недавнее громкое происшествие в Фергюсоне [6]. И виной тому сознание людей, которые несмотря на наличие законов и международных норм всё равно относятся к людям, не похожим на них, как к рабам.

140714_POL_Ferg.png.CROP.original-originalПротестные выступления в Фергюсоне, Миссури, 13 августа 2014

Нам нужна толерантность?

Институт терпимости (толерантности) — необходимость в современном мире. Он является предпосылкой к нормальному межличностному взаимодействию. От того, насколько адекватно он понимается, а самое главное применяется на практике, зависит многое и в первую очередь будущее самого человечества. Однако в современном обществе понятие терпимости достаточно расплывчато и неясно. В нём есть ряд моментов, требующих уточнения и проработки.

В целом, в мировой практике сложилось догматичная трактовка толерантности (хотя об обратном заявлено в декларации о принципах терпимости), которая устанавливает для человека нормы поведения в «рамках толерантности», которые он обязан выполнять. Но намного важнее не просто создание законов, устанавливающих какие-либо принципы толерантности и обучение толерантности исключительно на основе загрузки в психику уже готовых стереотипов, касающихся того, к кому относится нужно с толерантностью, а воспитание личностной культуры психической деятельности и нравственности, которая позволила бы человеку самому, без указок и последствий применять на практике принцип терпимости и уважения к другим.

«Фонтан «Дружба народов» ВДНХ г. Москва (2, 14 августа 2015 года)» фото Михаил М. Фаленков (Qapla)

«Фонтан «Дружба народов» ВДНХ г. Москва (2, 14 августа 2015 года)» фото Михаил М. Фаленков (Qapla)

Если разбирать вопрос глубже и рассматривать мировую практику применения норм международного права, касающиеся толерантности, можно придти к выводу, что данный принцип наряду с многими другими институтами международного права выступает в роли инструмента управления. Об этом, а также о конкретных проявлениях принципа толерантности в мировой практике, и о том, какие ещё в нём таятся подводные камни мы расскажем в следующих статьях цикла «Такая разная толерантность».

Источники:

1.  Декларация принципов терпимости http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml

2. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка (онлайн версия) слово ТЕРПЕТЬ http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-39658.htm?#

3. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка (онлайн версия) слово МИЛЫЙ http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-15578.htm

4. Словарь Ожегова толковый словарь русского языка (онлайн версия) слово МИЛОСЕРДИЕ http://www.ozhegov.com/words/15888.shtml

5. Развитие термина  «толерантность» в гуманитарных науках http://www.emissia.org/offline/2007/1204.htm

6. Министерство юстиции США обнаружило признаки расовой дискриминации в Фергюсоне http://www.interfax.ru/world/427738

7. Чандран Кукатас Терпеть нетерпимое http://www.inliberty.ru/library/343-terpet-neterpimoe

8. Терпимость в России и толерантность в Европе. Нужны ли границы? http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/terpimost-v-rossii-i-tolerantnost-v-evrope-nuzhny-li-granitsy/

Источник: 4esnok.by

Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также