Аналитика

Целью данной работы является создание базовой системы понятий необходимых для описания и понимания, создаваемых разумными существами,  этических структур и систем.

Этические системы - вид экосистем появляющихся в процессе самоорганизации  взаимодействия разумных  существ, они  регламентируют взаимоотношения разумных друг с другом и, опосредованно, через эти отношения, с окружающей природой. Этическая структура – система неформальных взаимоотношений между людьми участвующими в какой-нибудь организации, которая обеспечивает её стабильность и функциональность.

Введение.

Знание – сила, а силу проще всего употребить во зло, то есть в разрушение. Интуитивно понятно, что развитие знания и могущества цивилизации должно идти рука об руку с развитием её этики и морали. В случае критического отставания в этическом развитии, неминуемо самоуничтожение цивилизации. Значительная часть современной  цивилизации   по своей этике и морали не далеко ушла от этики и морали дикого зверя, что поставило её сейчас на грань ядерного самоуничтожения.  Существующие этические представления  базируются на  непринципиальных и побочных свойствах по отношению к сути явления, это можно сравнить с тем, как алхимики описывали  химические элементы исходя из их цвета, формы, запаха и прочее и лишь Менделеев поставил во главу угла их фундаментальное свойство – периодичность при увеличении их атомных весов...

Основные понятия.

Любое явление реального мира многомерно и многообразно, как только появляется новый действующий фактор, по этому вектору появляется новая проекция исследуемого объекта,  и облик объекта порой неузнаваемо меняется. В каждом естественном объекте, как в кусочке голограммы, так или иначе, проглядывает вся вселенная, что  невыразимо в полной степени современными языками и языками существующих наук. И лишь привычка позволяет  нам не задумываться о сути привычных, а  потому кажущимися  простыми  вещей, видя  в них лишь ту ничтожную часть их сущности, которая применяется  для текущей практической деятельности.                                                                                                               Для понимания, в вербально логической системе познания, мы можем лишь строить модели, подбирая, как нам кажется,  подходящие элементы и структуры, пока не получаем результат соответствующий текущей практической деятельности. Чем  ближе подбираемые элементы модели к реальным, тем проще оказываются моделирующие структуры и меньше отклонения их  прогнозируемых свойств от  реальности.   С достаточной степенью точности, для рассмотрения интересующего нас вопроса этики, мы можем дать следующие  определения для основных связанных с ней представлений.

Жизнь.

Горят звёзды, галактики, расширяется вселенная и наша жизнь, в конечном счёте, есть вихрь этого вселенского потока. Вследствие обмена веществ через небольшие промежутки времени все атомы тела заменяются новыми, но структура вихря в целом сохраняется.  Не всякий вихрь есть жизнь, но всякая жизнь  есть вихрь.

 Разум.

Разум, в широком смысле, можно трактовать, как поле, генерируемое высокоорганизованной  жизнью. С его помощью жизнь создаёт искусственную среду обитания. Данное определение придаёт понятию разумности чёткий смысл и чёткие границы. В рамках этой среды, существа её создающие, являются разумными и, опять-таки, только в этих рамках с ними можно договариваться и даже дружить. Например,  с медведем или волками, которые формируют свою территорию – ограждают, обихаживают, кого-то изгоняют, кого-то уничтожают, а кого-то и не трогают на своей территории.

  Любовь.

1. Взаимодействующие системы стремятся к информационному равновесию, если система может отвечать на воздействие воспроизводимым образом – она сохраняется, если нет – её структура начинает меняться, стремясь к структуре воздействия. Образно говоря, они как бы отпечатываются друг в друге. Личность в процессе чувственного познания стремится к информационному равновесию с окружающим миром, как бы отпечатывая часть его в себе, делая частью своей личности. Между личностью  и этой частью мира существует информационное равновесие – гибнет, разрушается часть окружающего мира, начинает разрушаться и соответствующая часть личности.   Чувство, вызываемое стремлением личности сохранить равновесный её разуму окружающий мир, и является любовью. Любовь – это результат чувственного познания мира, когда окружающее как бы входит в тебя, живёт в тебе. Когда этот образ достигает достаточной яркости и полноты  необходимо  только спросить себя, и ты увидишь, почувствуешь, как всё происходит. Любовь может быть результатом развития личности, а может быть и генетически запрограммированной  – например, любовь материнская. В этом случае врождённые программы производят глубокое впечатывание образа дитя в личность матери.

2. Инстинкт самосохранения порождает стремление жить, волю к жизни. Он является базовым и самым сильным из всех, он оперирует конечными категориями – существование и не существование, быть или не быть. Иерархия остальных инстинктов строятся на его основе как главном составляющем элементе. Преодолеть инстинкт самосохранения могут лишь чувства и инстинкты одного с ним порядка. Любовь – единственное чувство способное преодолеть инстинкт самосохранения и заставить добровольно пожертвовать своей жизнью. Следовательно, чувство любви и воля к жизни – явления одного уровня иерархии инстинктов.

3. Любовь требует сохранить ту часть окружающего мира, которая стала частью твоей личности и как результат – личности приходится отдавать на это часть своего собственного стремления жить, а значит, в общем случае, и самой жизни. Величина потенциально отдаваемой жизни пропорциональна силе любви.

4. Как любящая мать отдаёт часть своей воли к жизни своему дитя, так мы отдаем часть своего стремления жить своим друзьям, своим любимым и всему, что любим в этой жизни. С одной стороны мы теряем, отдавая, потому что для собственного выживания оставшейся жизни может и не хватить, так, например, мать, прежде всего, рванётся спасать своё дитя, а себя уже потом. С другой стороны любящая личность живёт многими жизнями, постепенно порождая принципиально новое качество своей жизни и личности, её масштаб. Можно сказать, что пока мы любим - мы совершаем восхождение по дороге созидания и собственного возвышения, дороге к Творцу.

В итоге:

Всё живое желает жить и борется за неё – это основное граничное условие жизни, всё, что ему не удовлетворяет, исчезает практически мгновенно. Желание жить – находится на самом высоком уровне в иерархии чувств, именно оно отражается и преломляется в нашем стремлении всё чувствовать и воспринимать. Чувство любви находится на том же уровне иерархии, что и стремление жить, и любовь единственное чувство способное преодолеть инстинкт самосохранения и заставить добровольно отдать свою жизнь. У любви два источника – генетически запрограммированная, когда, например, мать отдаёт своему дитя часть своего стремления жить в соответствии с программой продолжения рода, и любовь порождаемая развитием личности, когда в результате  чувственного познания мира значительная его часть становится частью личности. Тогда личность начинает ощущать эту часть мира неотрывно от своего собственного существования и отдаёт на его сохранение часть своего стремления жить. Источники любви разные, но результат один, который суммируется. Любовь приводит к тому, что ты живёшь не только свою жизнь, но живёшь жизнью тех, кого любишь и что любишь, что многократно увеличивает масштаб твоей личности и твою любовь, перед которой твоя изначальная любовь к самому себе может казаться мелкой и незначительной.

Меру любви к чему-то или кому-то можно оценить той частью своей жизни, которую ты готов положить или положил ради его существования или благоденствия. Можно с достаточной точностью сказать, что всё разумное  существует любя и главным направлением его возвышения – это увеличение масштаба своей личности и любви вплоть до любви Творца обнимающей собой всю вселенную. Любовь, это чувство порождаемое стремлением личности сохранить внешний объект ставший, в результате её развития, частью личности и добровольно отдаёт на это часть своего желания жить, времени своей жизни, её ресурсов. Можно  сказать – пространства жизни, вмещающего в себя все эти понятия. Любовь высшее чувство, доступное человеку, и она как ничто другое определяет достигнутый потолок его развития и качество его личности. Генетически запрограммированную любовь, можно считать эталонной, например, любовь материнская, когда мать отдаёт своему дитя часть своего стремления жить. Любовь отцовская не столь кристально чиста – он внешняя подсистема вида и ему, чтобы подготовить дитя к жизни, приходится подвергать его жестоким испытаниям. Чем больше масштаб личности, тем обширнее оперируемое ею пространство жизни. Если вы считаете, что любите – можете оценить развитие своей личности, сравнив чувства имеющейся у вас эталонной генетически обусловленной любви с чувствами любви, порождаемыми вашей личностью. А то некоторые, например, в невежестве и нищете своего духа и личности предлагают вместо любви потрахушки, а потом удивляются, когда уважающие себя люди этот “дар” отвергают…

Совесть:

Совесть есть рациональный аналог любви, но если любовь, как результат чувственного познания мира не знает границ, то совесть, как результат вербально логического познания мира,  относится непосредственно только к тому, кто в результате анализа признаётся подобным нам. Когда круг подобия включает всё человечество – в человеке присутствует совесть.

Круг сужается до нации, племени, рода, сословия – соответственно, совесть съёживается в честь. Когда круг подобия ограничен самым ближним окружением: семьёй, сослуживцами, начальством от совести остаётся лишь долг перед ними. Лучше чем ничего, однако, не совесть – даже и близко нет.

Правильно говорят, что человек есть мера всех вещей и если в результате рационального познания признаётся наличие подобия, он примеряет подобное на себя и, влезая в чужую шкуру, получает сопричастность порождающую чувство справедливости. Но справедливость молчит, когда подобие не признаётся и в результате молчит совесть, например, хозяин не считает себя подобным рабу, богатый – бедному, себя - окружающим. Такие люди мало того, что потеряли способность к чувственному познанию мира и, можно сказать, ничего и никого, в сущности, не любят, так они ещё и ущербны интеллектуально.

Дружба:

Дружбу, с достаточной степенью точности, можно определить, как любовь без страсти.

Этические системы:

Этические системы - есть вид экосистем создаваемых разумными существами для обеспечения своего совместного выживания. Они регламентируют взаимоотношения между разумными существами и, опосредованно через эти отношения, с окружающей природой. Этические системы – сложные, неформальные, распределённые структуры, в функционирование которых каждый участвующий неосознанно вкладывает, образно говоря, частицу своего разума.

Любая организация обладает своей этической подсистемой обеспечивающей её стабильность. Этические системы есть сложные неформальные механизмы, которые могут обладать своей волей и логикой.

1. Существуют два основных типа этических систем – системы дружбы и любви, где этический эквивалент отношений положителен и инфернальные системы, где этический эквивалент отношений отрицателен. Современная цивилизация построена на основе этики дружбы и любви, в базисе которой лежит разум,  и паразитирующей на ней инфернальной этики, в базисе которой лежит   сила.

2. Почему этические системы, базирующиеся на силе, стоит называть инфернальными? Инфернальный, в переводе с латинского – адский, демонический. Элементы силы - угроза, насилие, провокации, обман, ложь, подлость, предательство, шантаж  и т.д. Если животные, например, живут настоящим и способны радоваться жизни практически до последних минут, то разумные ощущают весь ужас и безвыходность существования под гнётом силы и наполняют мир болью и страданием. Психологические муки стократ страшнее мук физических. Человек, смотрящий на мир с любовью, не может жить в инфернальном окружении, поэтому базовое чувство любви меняется на свой инфернальный аналог - злорадство-ненависть. Сила суть разрушающее начало - она, в некотором смысле, противостоит разуму. За счёт разрушения слабых, сильные в этих системах отношений, поддерживают своё существование и увеличивают свою силу. В инфернальных этических системах пылает пламя инферно, пламя разрушения, их наполняет горе, боль и страдания разумных превращающихся в отработанный материал. В наше время инфернальные этические системы практически не существуют в чистом виде, но активно паразитируют на создающих и поддерживающих современную цивилизацию этических системах дружбы и любви…

3. Каждая организация обладает своей этической подсистемой являющейся подмножеством системы дружбы и любви и паразитирующей на ней инфернальной. Соответствующая этика  стабилизирует  существование этой организации, и делает его возможным.

4. В случае совершения не этичного поступка вероятность неблагоприятных для тебя комбинаций и случайностей начинает возрастать и растёт до тех пор, пока следующий, этически правильный поступок не скомпенсирует последствия неэтичного, либо этическая система вновь не придёт в равновесие, но границы дозволенного в ней будут для тебя урезаны.

5. В каждый свой поступок мы вкладываем определённую меру сопричастности и любви, может быть совсем маленькую, а может и очень большую. Да, можно сказать, что присоединяем человека к своей жизни и отдаём ему часть своего стремления жить, а значит и своей жизни. Может быть временно, а может и навсегда…          Человек – существо общественное и привык совмещать свою жизнь с жизнями других людей, и делает он это по правилам   различных, этических систем.

6. Сопричастность, определяется степенью знания – полное необходимое знание 1, тогда сопричастность это дробь отражающая степень знания, а этический эквивалент поступка будет произведением имеющейся степени знания,  с которым совершён поступок, помноженным на меру любви к объекту, вложенную в данный поступок. Меру любви к чему-то или кому-то можно оценить той частью своей жизни, которую ты готов положить или положил ради его существования или благоденствия. То есть Э.Э.=C*Л.

7. В инфернальных этических системах базовые человеческие чувства меняют знак - любовь и сочувствие  превращаются в злорадство-ненависть и отчуждение-презрение, а сопричастность становится лишь информированностью или,  в общем случае,  – знание-умение. А этический эквивалент отношений пропорционален произведению информированности на часть жизни, которую ты готов положить на уничтожения твоего врага. Это мир узаконенного зла, а добрые поступки наказываются системой. Инфернальные отношения это совражество, типичный пример – зимняя волчья стая, банда отморозков. Верить нельзя никому, если будет выгодно – легко спровоцируют и ударят в спину со злорадством. Это фактически антимир с отрицательным этическим эквивалентом отношений и негативным доминирующим эмоциональным фоном, в котором ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным. Страдания, боль и ужас ненависть и злорадство, презрение и отчуждение для него норма. Заставить страдать, подождать и ударить вновь пока потенциальный раб не сломается. В сущности – это мир рабства углубляющегося по мере падения общего этического эквивалента системы в отрицательную зону.

8.  Естественные экосистемы можно рассматривать как предельный случай инфернальных систем, где разумность участвующих равна или близка к нулю. Неразумные живут настоящим и будут радоваться жизни, даже если в ближайшее время они должны умереть. Поэтому природа не наполнена болью и ужасом, как это было бы, будь они разумны.

9. Поступок. Отношения выстраиваются направленными друг на друга поступками. Поступок – это то за что отвечаешь и не можешь взять назад, сделать не существующим. Поступок - сознательное действие, в котором разумный утверждает себя как личность в своем отношении к другому разумному, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступки, в некотором смысле, это слова древнейшего языка на котором разумные разговаривали с миром и друг другом. Поступок порождает право на ответ и в соответствии с вложенной в него сопричастностью и любовью, задаёт этический эквивалент возможного ответа, выстраивая баланс будущих отношений дружбы и любви.

10. В этических системах дружбы и любви, которые собственно и являются фундаментом цивилизации – отношения балансны. Если этический эквивалент ответа на поступок будет ниже – это вызовет обиду и понижение уровня отношений. Если выше – отношения будут улучшаться. Инфернальные этические системы паразитируют на цивилизации – отношения в них дисбалансны и не нуждаются ни в доверии, ни в уважении, ни в любви – там каждый сам по себе и лишь использует прочих в своих интересах. Это самое дно, соответствующее по уровню развития двуногому зверю, даже если их обучали в университетах. Попав в рамки инфернальной системы отношений, выбраться из неё практически невозможно, поскольку добрые поступки в ней незаконны и жестоко наказываются системой, именно с этой особенность связаны почти все описанные в литературе трагедии – практически все случайности будут против них.

11. Тот, кто не уважает чужих чувств, в конечном счёте, не уважает и своих собственных. В этике содружества отношения балансны и законы сохранения вполне соблюдаются. В инфернальной этике или по-другому - этике совражества, кто сильнее тот и прав, отношения дисбалансны, а законы сохранения могут нивелироваться  за счёт постоянного сбрасывания из системы инфернальных отношений отработанного материала жертв.

12. Отношения дружбы и любви балансны и определяются стороной сделавшей минимальный вклад в эти отношения, а общий этический эквивалент  отношений определяется и равен минимальному     этическому эквиваленту вклада.    

13. Цель и средство, которым она может быть достигнута этически     эквивалентны:

Человек существо общественное и любая его цель это, в сущности, создание определённой общественной организации – будь это, например, дружба с любимой девушкой, семья, своя фирма, государство или место в его системе. Любая организация разумных не может существовать, если она не стабилизируется соответствующей этической структурой. Если этический эквивалент выбранных для достижения цели средств не соответствует этическому эквиваленту цели, сопротивление созданию промежуточных, необходимых для приближения к цели структур и систем будет возрастать, вследствие их нарастающей дестабилизации, пока не сделает цель недостижимой. Чем более сложной и высокоорганизованной является цель, тем более высокий этический эквивалент отношений между участвующими в ней людьми требуется для её стабильности, а значит и люди должны быть соответствующие. Образно говоря - грязными руками чистую вещь не возьмёшь, и с инферналами светлое будущее не построишь.

Заключение

Цивилизации создаёт этика дружбы и любви с положительным этическим эквивалентом, и все вышеописанные закономерности относятся именно к ней. Инфернальная этика с отрицательным этическим эквивалентом не способна создавать устойчивых цивилизаций, за исключением самых примитивных, но в качестве прослойки и паразитирующего элемента она составляет значительную часть современной и предшествующих ей цивилизаций. Когда цивилизация рождается и находится на подъёме, верх берут носители этики дружбы и любви, а как только число носителей инфернальной этики достигает критического значения – цивилизация начинает клониться к упадку и, обычно, через какое-то время гибнет…

Ссылки:

1. Первоначальным толчком к работе над этой темой явился рассказ Мюррея Лейнстера “Этические уравнения”.

2. Определение совести взято из повести  Сергея Иванова “Мёртвый разлив”

Источник: Афтершок

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 13.03: 3 122 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также