Аналитика

Многоцелевой истребитель Су-30СМ пилотажной группы Русские витязи на закрытии IV Международного военно-технического форума Армия-2018

Эксперты Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) опубликовали ежегодный отчет о состоянии мирового рынка вооружений. По их подсчетам, российский экспорт сократился на 17 процентов, американский — вырос почти на треть. Стоит ли верить этим данным, выясняло РИА Новости.

Не панацея

Едва SIPRI опубликовал новый отчет в начале недели, западные СМИ тут же принялись петь хвалебные оды американскому военному экспорту, преподнося это чуть ли не как личную победу Дональда Трампа над Владимиром Путиным. К этому хору присоединилось и авторитетное издание Bloomberg.

"За последние четыре года Вашингтон увеличил свою долю на мировом рынке вооружений с 30 до 36 процентов, в то время как доля Москвы упала с 27 до 21 процента", — отмечает агентство.

Чтобы приведенная фактура звучала максимально убедительно, в статье указано, что институт производит подсчеты по собственной "сложной" системе, основанной на "военной ценности", а не рыночной стоимости проданного оружия. Именно эта система уже давно вызывает множество вопросов в профессиональной среде.

Президент России Владимир Путин во время посещения стрелкового центра АО Концерн "Калашников" на территории военно-патриотического парка "Патриот"

"Данные SIPRI о падении объема экспорта российских вооружений не соответствуют действительности. К методике этих расчетов возникают большие вопросы. План поставок в 2018 году выполнен "Рособоронэкспортом" в полном объеме, при этом их объем стал рекордным, достигнув 13,7 миллиарда долларов".

Пресс-служба "Ростеха"

Все дело в так называемых Trend-Indicator Values (TIV), которые эксперты института используют для подсчета "военной ценности". Фактически специалисты SIPRI не учитывают данные по продажам легкого вооружения, грузовиков, мелкой артиллерии, амуниции и многого другого.

"По сути, TIV учитывает только "платформы" (танки, вертолеты, боевые самолеты. — Прим. ред.). То есть не учитывается почти вся военная электроника, модернизации и ремонты, участие в международной кооперации, совместные программы, совместное производство. Именно за счет этого у SIPRI такое дикое занижение показателей Великобритании, например", — рассказал старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаил Барабанов в беседе с РИА Новости.

Эксперт утверждает, что статистика SIPRI — не более чем профанация и использовать ее для описания ситуации на мировом рынке вооружений, мягко говоря, некорректно.

"Всякий читатель должен понимать, что имеет дело не с реальными фактами и не с анализом мирового рынка торговли оружием, а с достаточно абстрактной статистикой, способной лишь вводить в заблуждение. Разумеется, что к выводам, проистекающим из такого подхода (SIPRI. — Прим. ред.), нужно относиться в высшей степени критически", — уверяет Барабанов.

Все познается в сравнении

Методика SIPRI хромает еще и потому, что не позволяет оценить реальные стоимостные показатели оружейного экспорта, хотя продажа вооружений — это в первую очередь бизнес. Вдобавок между аналогичными "платформами", произведенными в разных странах, фактически ставится знак равенства.

Иными словами, разработчики методологии института утверждают, что между танками Т-90МС (4,3 миллиона долларов), Leopard 2A6 (6,8 миллиона долларов) и M1A2 SEP Abrams (8,6 миллиона долларов) нет никакой разницы. То же самое можно сказать про самолеты, вертолеты и военные корабли.

Подход SIPRI к изучению рынка не соответствует и большинству современных тенденций мировой оборонки. Из-за этого поставщики самого высокотехнологичного и очень дорогого оружия стоят ниже тех, кто распродает старые модели тех самых "платформ".

К примеру, Германия, чей военный экспорт преимущественно состоит из продажи излишков, числящихся на балансе бундесвера (зачастую это танки Leopard II), в отчете Стокгольмского института оказалась на четвертой строчке.

Израиль — мировой лидер в производстве современных высокотехнологичных ударных беспилотников и поставщик военной электроники (в том числе для глубокой модернизации широкого спектра военной техники, включая танки и самолеты) — только на восьмом. Почему специалисты SIPRI считают, что "военная ценность" старого танка выше новейшего беспилотного летательного аппарата, остается загадкой.

Полет нормальный

Представители "Ростеха" в своем заявлении добавили, что рост объемов продаж по линии военно-технического сотрудничества фиксируется на протяжении последних десяти лет. При этом к концу прошлого года суммарный портфель иностранных заказов "Рособоронэкспорта" превысил 51 миллиард долларов.

Основной прирост обеспечили заказы из Китая и Индии — самыми крупными стали контракты на поставку комплексов противовоздушной обороны С-400 "Триумф" обеим странам.

Эксперты не сомневаются: в этом году объем заграничных поставок российского оружия только вырастет. В феврале индийские СМИ сообщили, что Москва и Дели подписали соглашение об аренде новой атомной подводной лодки проекта 971 "Щука-Б". Сумма десятилетнего контракта может составить порядка трех миллиардов долларов.

Немногим позднее в индийском городе Корва открылся завод по производству новейших образцов автомата Калашникова. В ближайшее время там соберут 750 тысяч единиц стрелкового оружия — этого хватит, чтобы оснастить весь личный состав силовых структур страны.

Источник: ria.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.04: 5 852 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также