Аналитика

Это можно было бы считать продолжением статьи "Заслуги Путина" и подведением итога форумных дискуссий. Но здесь будут не просто обсуждаться "деяния", а тот их ракурс, что стоит заголовком статьи - вывод либо о внешней зависимости, либо о компрадорском характере российской власти. Мне часто приходится участвовать в дискуссиях именно по этому поводу и здесь мне хотелось бы собрать вместе все факты, которые противоречат любому из этих вариантов. Тем более, что после национализации ЮКОСа и конфликта с Грузией, они очевидны. Но разгрести "авгиевы конюшни" вранья по поводу природы российской власти необходимо. Без этого правильного понимания политической ситуации быть не может.

Образцами вранья будут служить:
1. Статья Эдуарда Самойлова "Путин: агент ЦРУ или "просто" агент влияния?"
2. Статья Анатолия Баранова "План Путина - деиндустриализация страны"
3. Статья "группы экспертов" АПН "Итоги с Владимиром Путиным: кризис и разложение российской армии".
4. Статья Андерса Аслунда "Разоблачая грандиозный миф о президенте Путине".
5. Статьи Владислава Шурыгина вроде "Послесловия к реквиему".

Можно привести огромное число публикаций в СМИ, где так или иначе обыгрываются "факты" из перечисленных статей. Причём их использует оппозиция самой разной политической ориентации - либералы-прозападники, националисты, левые. Практически все, хотя факты зачастую имеют противоположную окраску в плане идеологии. Вроде национализации ЮКОСа. Поэтому оппозиции различной политической ориентации приходится трактовать их по-своему, зачастую в противоположных смыслах. Попробуем рассмотреть те основные "факты", которые ставятся как упрёк действующей власти:

1. "Развал" армии:
- "Наша армия, авиация и флот уже ни по каким критериям не могут сегодня называться современными".
- "Сокращается доля военных расходов от объёма ВВП"
- "Боеготовность большинства частей и соединений критически низкая".
- "Обвальное сокращение Стратегических ядерных сил".

 

 

А.Максон: Что стоит за

 

Вопрос обороны является знаковым для определения природы российской власти и потому очень много лжи посвящено именно этой проблеме. Что ещё более очернит власть, чем резкое снижение обороноспособности страны? Хотя даже после положительного вывода о её состоянии у противников Путина остаётся аргумент - "Россия - пушечное мясо против Китая и потому ей позволяют укреплять армию". Знакомый аргумент, который часто звучит уже после тщательного изучения вопроса. Но не будем забегать вперёд, а внимательно изучим "факты", якобы доказывающие вину власти в развале армии. Но сначала отметим - речь должна идти о периоде Путина, а не Ельцина, когда развал страны спровоцировал и развал армии.

Во многих бедах российской армии был виноват развал СССР - российская армия объективно не могла быть сильнее армии СССР, часть не может быть больше целого. Эту элементарную логику "забывают" рупоры оппозиции зачастую сравнивая данные 80-х годов с современными - "если в 1988 году на заводах СССР было произведено 3,5 тыс. танков, то в 1996 г. было заказано 58 танков" - пишет Шурыгин. Тут сразу два подвоха - Cоветский Cоюз сравнивается с ельцинским развалом, а вина возлагается на Путина. Максимальный масштаб производства танков СССР с эпохой глубокого кризиса России. Даже если представить, что страна производила бы танки в таком количестве в течении десяти лет, то количество в 35 тысяч танков поразило бы воображение самых отъявленных милитаристов. А сколько вообще должна иметь танков страна? Зависит от военной доктрины и возможностей экономики. США имеют 8 тысяч, Китай - 7 тыс. Предположим, что нам достаточно 10 тысяч. Сколько должна в год производить страна? Если предположить, что танк служит двадцать лет, то всего 500 штук в год нужно их делать, чтобы поддерживать постоянное количество. Но танк, с учётом модернизации, может прослужить и больше. Тогда достаточно производить 250 штук в год и модернизировать тоже по 250 штук. Если же мы хотим на вооружении иметь не 10 тыс, а всего 5 тыс танков (что немного более соответствует возможностям экономики страны), то производить и модернизировать понадобится соответственно по 125 штук в год. Простая арифметика? Пусть она служит некоторым ориентиром в подобной статистике, дабы не впадать в крайности.

 

 Если изучать публикации Шурыгина, который сыпет цифрами как из рога изобилия, то надо отметить полное отсутствие анализа современного состояния сухопутных войск, его подмену данными по военным заказам. Они действительно незначительны, но тому есть вполне уважительные причины.

Итак, о танках. Как врёт Шурыгин? Сначала ссылка на анонимную информацию о планах десятикратного(!) сокращения танков, а затем: "Интересно, в Генштабе Макарова всерьёз считают, что 430 Т-90 вместе с ещё 1 500 Т-80 и Т-72 «в случае чего» под орех раскатают ударные бригады США..." Известно, что в России только Т-72 более 9700 штук: The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 196. — ISBN 1-85743-437-4. Это больше, чем общее число танков в любой другой стране мира. И эти Т-72 сейчас проходят программу модернизации, на переплавку их никто отправлять не собирается. Кроме них проходят модернизацию и Т-80, которых 6500 штук.

Шурыгин знает про значительное число танков, стоящих на вооружении, но пишет: "Чтобы понять "масштаб" этого перевооружения, достаточно напомнить, что к сегодняшнему дню из 20000 танков, стоящих на вооружении ВС РФ, 9 000 танков вышли из строя и нуждаются в капитальном ремонте или заводском ремонте дорогостоящего оборудования. А из оставшихся 11 000 танков около половины также не способны выйти из боксов по причине отсутствия различных комплектующих или поломок, требующих замены тех или иных узлов, которых просто нет на давно опустевших складах запчастей."

 

 

Мне даже захотелось продолжить "математический ряд" Шурыгина: "из оставшихся способных выйти из бокса 6-и тыс танков только половина пройдёт 100 метров не сломавшись. Из 3 тысяч не сломавшихся только половина будут иметь исправное вооружение. И так далее... До пары полноценных танков." Странно, что Шурыгин остановился в своих "половинчатых" фантазиях. Хотя половина танкового парка действительно неисправна и/или морально устарела. Ведь многим танкам более 30 лет! Тут нет трагедии - и оставшейся исправной половины вполне достаточно, если сравнить с численностью танков у наиболее вооружённых стран: В составе бронесил США — 8 тыс. танков, стран НАТО — 11 тыс., Китая — 7,1 тыс., Северной Кореи — 3,5 тыс., Южной Кореи — 2,4 тыс. Это общая численность танкового парка разных стран, включающая и устаревшие модели, которых тоже много более половины. У тех же США далеко не все танки являются новыми "Абрамсами" M1A2. Они начали выпускать М1 с 1980 года и он уступал по вооружению и бронированию советскому Т-64. Новый же М1А2, разработанный в 1992 году, первоначально планировали заказать 3000 машин, но из-за распада СССР заказ был сокращён до 1809 единиц, впоследствии - до 122 машин, а в итоге – заказали всего 62 машины (1 батальон). То есть, в основном на вооружении США стоят более старые М1 (построено 3273 танка для Армии США) и 5017 М1А1 (в т.ч. 4796 в Армии США, 221 М1А1 в КМП США). Сколько из этих танков двадцатилетнего возраста способно выйти из боксов никто не считал. На этом фоне 430 штук наших новых Т-90, стоящих уже на вооружении России, кажутся жуткой милитаризацией.

Конечно, США занимаются модернизацией - было решено модернизировать 998 танков М1А1 до уровня М1А2. У нас есть аналогичная программа модернизации Т-72 и Т-80. По этой программе к 2015 году должно быть модернизировано около 1400 танков (так в 2006 году прошло модернизацию 180 танков). Однако в стане оппозиции раздаются голоса, что "нынешняя Россия наступает на грабли модернизации, повторяя неудачный проект СССР". Якобы затраты на модернизацию не приведут к повышению боевых характеристик старых машин. Однако надо заметить, что вполне современный Т-90 представляет собой просто глубоко модернизированный Т-72. Поэтому и модернизация старых Т-72 приближает их по характеристикам к современной машине - устанавливается новый более мощный двигатель, новая пушка, система управления огнём, защита. По боевой эффективности модернизированный Т-72М1 превосходит своего непосредственного «предка» в 1,99 раза и по этому показателю приближается к Т-90С. По цене в 30% от нового. Где же "грабли"? И чего вообще хотят эти господа? Чтобы мы отправили в утиль 20 тыс. старых танков оставшись лишь с 400-ми Т-90? Чтобы страна надрывалась, штампуя по 3 тыс. танков в год? Кто тут вообще "агент влияния"?

Растопшин, штатный врун из "Независимой", заявляет, "что еще до завершения нашей модернизации танки М1А1, «Леопард-2», «Челенджер» превратятся в М1А2 SEP, «Леопард-2А5», «Челенджер-2». Другими словами, за деньги нашего налогоплательщика будет оплачен уровень двадцатилетней давности. Заметим, что уровень бронезащиты наших танков, доведённый до уровня М1А1, будет значительно уступать танкам М1А2."

Пардон, уважаемый Растопшин, но Т-72 и до модернизации превосходил М1А1 по защите, его условный коэффициент защиты - 3,47 против 2,71 у "Абрамса" М1А1 (Т-90 имеет коэффициент 3,94). За счёт чего? Прежде всего за счёт традиционно меньшего заброневого объёма российских танков, позволяющего делать более толстую броню, чем у западных танков. Так физическая толщина бронезащиты, которая составляет для Т-90С - 97 см, для Т-80У - 90 см, для нового «Леопард-2А5» - всего 65 см. Можно сравнить броню башни (фронт) по защите от подкалиберных снарядов:

Танк Бронезащита башни (ПКС)
 Т-72 410 мм
 Т-72М1 530 мм
 Т-90 830 мм
 М1 400 мм
 М1А1 430 мм
 М1А2 770 мм


К тому же, как я отметил, модернизировать американцы собираются отнюдь не весь свой парк М1А1 и эта модернизация врядли доведёт уровень защиты до уровня нового М1А2. Для этого придётся менять башню, что очень дорого. Но самое главное, в России в ближайшее время на вооружение планируется принять новый танк Т-95. Т-95 пока не имеет аналогов в мировом танкостроении. России удалось достигнуть некоторого качественного превосходства над современными танками НАТО:


Так, с учетом новой ДЗ Т-95 превосходит «Абрамс» М1А2 по лобовому бронированию примерно на 20% (по бортам и верхней полусфере — еще больше). Энергетика нового 135 мм

 

орудия гораздо выше, чем у 120 мм орудия «американца», однако из-за низкого качества бронебойных подкалиберных снарядов (БПС) бронепробиваемость отечественной пушки ниже примерно на 15%. О преимуществе США в области систем управления огнем и БИУС не приходится и говорить. В то же время, скорострельность орудия Т-95 в полтора раза больше, сам танк почти на полметра ниже. Наконец, запускаемая через ствол новой пушки противотанковая ракета должна иметь более внушительные характеристики, чем нынешние 9М119М и 9М128, и действительно обладать возможностями для поражения танков НАТО за пределами досягаемости их пушек. Впрочем, ракеты, позволяющие делать это более-менее надежно, имеют калибр 152 мм. Иными словами, в целом паритет с текущими «Абрамсами», «Леопардами» и «Челленджерами» будет достигнут при заметном перевесе отечественной машины.

 

 

Таким образом, низкое число заказов танков можно объяснить двумя факторами - большое число танков, уже стоящих на вооружении, и скорое принятие на вооружение более совершенной и современной машины. В этих условиях заказы на Т-90 объяснялись скорее поддержкой производителя, нежели военными потребностями. К тому же меняется роль танков в современной войне, они стали уязвимы для современных противотанковых средств и нуждаются во всё большей поддержке другими видами вооружений. Так "в ходе боев в Ливане были подбиты 52 "Меркавы" из 400 танков трех типов (Мк2, Мк3 и Мк4), участвовавших в конфликте. Из 208 членов экипажей подбитых танков погибли 23 человека. 50 танков были поражены ракетами ПТРК, два - подорвались на фугасах."

Многие страны пересматривают своё отношение к танкам и Великобритания - страна, где 93 года назад был изобретён танк, вообще прекращает выпуск этого вида боевой техники. Россия же не прекращает, но заботится о поддержке танков другими средствами - разработана и принята на вооружение БМПТ, боевая машина поддержки танков. Как утверждают военные эксперты, "в ближайшем будущем следует ожидать роста возможностей «шлейфа» — за счёт появления тяжёлых БМП и специализированных машин, предназначенных для подавления пехоты (БМПТ)."

Тут надо отметить ещё один факт, который старательно не замечают противники Путина, считающие танки. Современная война становится всё более мобильной и в свете этого растёт роль мобильных же войск, которые у нас традиционно называются "десантными". И соответственно повышается роль лёгкой бронетехники. Россия и тут проявила себя достаточно активно - в 2005 принят на вооружение БМД-4 «Бахча-У», боевая машина десанта, соответствующая по вооружению уже лёгкому танку, и в 2006 году - "Спрут-СД" 2С25, 125-мм самоходная противотанковая пушка. Эти новейшие машины умеют плавать и могут десантироваться, и уже имеются в войсках (около 320 БМД-4 и 60 Спрут-СД). Производственные мощности "Курганмашзавода" позволяют выпускать в год около 3 тыс. таких боевых машин. Шурыгин и компания их просто не упоминают.

Продолжение следует...

 

А.Максон: Что стоит за "развалом" российской армии. Часть 2

Автор Максон   
25.08.2009 г.
Тополь-М Чтобы закончить о танках, замечу, что планы сокращения очевидно действительно есть, хотя и не озвучены официально. Тем более, что утилизация "лишних" идёт и только в 2008 году планировалось утилизировать около 4 тыс танков. Но и слухи об этом уже служат предметом спекуляций. Так "Независимая" напуская на себя налёт объективности заявляет, что "руководство военного ведомства сокращает количество танков в Сухопутных войсках и береговых частях ВМФ до 2 тыс." И далее пускается во все тяжкие:
"Если учесть, что на сегодняшний день, по данным открытых источников, в Российской армии и на флоте было 23 тыс. танков, то сокращение этой армады до 2 тыс. единиц можно считать своеобразной революцией во взглядах на применение в современном бою «ударной силы Сухопутных войск»."

Надо однако заметить, что речь идёт о танках в войсках. А есть ещё танки в резерве - на базах хранения вооружения и техники (БХВТ). 22 тысячи до сокращения - это вместе с танками на хранении, а "2 тыс. после сокращения" - это без танков на хранении. Агентство Интерфакс, статья которого послужила источником шума в СМИ, часто делает подобные информационные "вбросы" для создания сенсации. Если же попробовать разобраться в этом информационном шуме, то получится совершенно иная картина. Из 22 тыс танков только 16 тыс представляли собой более или мене современные (9000 Т-72, 6500 Т-80, 430 Т-90), более 6 тыс - это совсем старые Т-54, Т-55, Т-62, Т-64. На хранении находилось 16 тыс, а в войсках соответственно было около 6 тыс танков. В подразделениях постоянной боевой готовности имеется, по разным оценкам, около 1-1,5 тысяч машин. После реформы в соответствии с бригадно-батальонной организацией в ВС будет около 2 тыс танков и все в частях постоянной боевой готовности, все - либо новые, либо модернизированные. Кроме них несколько сотен машин будет в учебных частях и на базах хранения будет 4-5 тыс танков. Общее число танков таким образом будет около 6-7 тыс, что вполне достаточно для обороны с учётом новой концепции их применения. К тому же часть из сокращаемых танков будет переделываться в БМПТ.

В сочетании с бригадной организацией эффективность боевого применения сухопутных войск должна по замыслу Генштаба заметно возрасти. Опять же это всё совершенно неофициальная информация о конкретных деталях реформ в сухопутных частях. Реформа не завершена и конкретная численность танков может ещё сильно изменится. К этому надо добавить, что страны НАТО тоже сокращают танки и в Европе к концу будущего десятилетия их число будет составлять, по разным оценкам, около 2000 машин в строю, и примерно столько же на складах. Идёт общее сокращение численности танков в войсках и это скорее следствие изменения роли танков в современной войне, нежели сокращение боевого потенциала ВС. Танк постепенно уступает своё место новым типам вооружений и наш Генштаб тут следует за общей тенденцией, приводя структуру ВС в соответствие с современными стандартами. Перейдём к самолётам. Опять Шурыгин:

Производство самолётов для собственных ВВС практически заморожено. В 1992 году поставки новых самолётов и вертолётов в Вооружённые силы РФ составили 67 самолётов и 10 вертолётов, в 1993 году — 48/18 соответственно, в 1994 году — 17/19, в 1995 году было закуплено только 17 вертолётов, а с 1995 г. и вертолёты больше в Вооружённые Силы не поступали. То есть, начиная с 1994 года до 2003 года, для собственных ВВС Россия не приобрела вообще ни одного нового боевого самолёта!

 Статья старая, опубликована в АПН, но эти цифры до сих пор кочуют из одной статьи в другую по российским СМИ и тот же Эдуарда Самойлов, которого я упоминал вначале, повторяет их. Часто именно АПН служит основным источником "конкретных фактов развала" вооружённых сил России и стоит присмотреться к этому источнику. Финансирует это "агентство политических новостей" Станислав Белковский, как и "Институт национальной стратегии". Основные материалы для "агентства политических новостей" поставляет этот "институт". Откуда берёт деньги Белковский для финансирования этих проектов? Когда-то я уже исследовал этот вопрос и ответ нашёлся быстро:

"Всегда кому-то служил. А теснее и дольше, чем с кем бы то ни было, сотрудничал с Борисом Березовским (пока недавно вконец не рассорился). Через контролируемую Белковским фирму «Политтех» осуществлялось финансирование принадлежащей Березовскому «Независимой газеты». Говорят, Белковский очень хотел возглавить ИД «Коммерсантъ», но олигарх не поддался на уговоры."

То, что сотрудничество Белковского с Березовским продолжается свидетельствует тот факт, что "Независимая", принадлежащая Березовскому, постоянно публикует материалы "экспертов" АПН. Березовский финансирует всё это враньё в тщетном стремлении организовать в России "оранжевую" революцию и одним из получателей его "грантов" является Белковский. На эти "гранты" Белковский содержит штат "экспертов" в своём "Институте национальной стратегии". Состав этого штата был опубликован вместе с одним из его аналитических докладов, и тоже представляет интерес:

  • Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии;
  • Роман Карев, генеральный директор Института национальной стратегии;
  • Александр Храмчихин, начальник отдела Института военного и политического анализа;
  • Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования.

Забавно, что сам Белковский в списке авторов упомянутого доклада со столь громкими титулами упомянут очень скромно - "публицист". С другой стороны - а как представиться? Ну не "финансовый же директор"? В качестве же основных работников в институте "шуршит" всякая шушера, в том числе и очень активный Шурыгин. Работа этих "экспертов" достаточно проста: "эксперты" берут часть официальной статистики, частично придумывают свою, перемешивают и выдают в качестве "аналитических" докладов. Основное требование - цифры должны говорить о "развале". Потом наиболее впечатляющие цифры из их докладов гуляют по страницам оппозиционной прессы разного толка. Приходится проверять каждое число, чтобы разобраться где правда, а где уже выдумка. К сожалению, статистика времени Ельцина - практически вся правдива. Это действительно был период развала и придумывать экспертам ничего не надо было. Враньё начинается там, когда речь заходит о периоде Путина. Чтобы понять, как это работает, попробуем взглянуть на динамику поставок:

 Вид вооружения1990  19911992  1993 1994 1995 1996 1997
 БМП и БТР 3400 3000  700   300  380 400 250 -
 Танки 1600 850 500 200 40 30 5 -
 САУ 500 300 200 100 85 15 20 -
 Бомбардировщики 40 30 20 10 2 2 1 -
 Истребители 430 250 150 100 50 20 25 -
 Вертолёты 450 350 175 150 100 95 75 -
 Крылатые ракеты 115 100 55 35 25 10 10 -
 Подводные лодки 12 6 6 4 4 3 2 -

 Как правильно заметил пользователь ЖЖ rusanalit, составивший такую таблицу, достаточно большие поставки в армию новой военной техники в период правления Ельцина были инерционными и происходили преимущественно в первой половине 90-х: закупки военной техники СССР были столь велики, что даже серьёзнейшее урезание гособоронзаказа все равно вылилось в достаточно большие закупки новой техники. Можно заметить и следующее - к концу правления Ельцина закупки снизились почти до нуля. После прихода к власти Путина закупки новой техники опять начали увеличиваться. Так те же танки закупались: в 2004 -14 штук, в 2005 - 17, в 2006 - 31, в 2007 - 60, в 2008 - 52. Вообще же, в 2008 году по словам вице-премьера Сергея Иванова "закуплено 17 МБР, 4 комплекса "Искандер", 52 танка Т-90, 210 современных БТР, 41 БМП, 34 ракеты для комплекса ПВО С-400 и 4,5 тыс. автомобилей". Кроме того, отремонтировано с модернизацией 6 стратегических бомбардировщиков Ту-95, 82 самолета и 31 вертолет. Продолжается так же программа модернизации танков. И это естественно отразилось на военном бюджете:

 Годы Бюджет МО,   в млрд. руб. Бюджет МО,   в млрд. дол. % от ВВП  Закупка вооружений,  в млрд руб ВВП (номинальный), в млрд. руб.
 1990 138 - - 71 -
 1993 3,115 3,34 - - -
 1994 40,626 18,43 - - -
 1995 59,378 13,04 4,15 - 1428,5
 1996 80,185 15,65 3,99 - 2007,8
 1997 104,317 18,03 4,45 - 2342,5
 1998 81,765 8,42 3.1 - 2629,6
 1999 93,702 3,84 1,94 - 4823,2
 2000 143 5,08 2,6 42,7 7305,6
 2001 218,924 7,5 2,77 51 8943,6
 2002 282,4 9,01 2,5 80 10830,5
 2003 345,7 11,27 2,65 119,5 13243,2
 2004 413,701 14,36 2,69 148 17048,1
 2005 550,133 19,17 2,84 187 21624,6
 2006 666 23,74 2,73 225 26882,9
 2007 870 34,05 2.63 302,7 32988,6
 2008 987,8 39,81 2.54 365 41540,4

(*) В таблице не хватает некоторых данных, которые возможно будут добавлены автором позже.

К таблице можно добавить, что "в 2010 году на оснащение Вооруженных сил России и закупку вооружений будет направлено 470 миллиардов рублей". Это несколько меньше, чем в этом, 2009 году - 592 миллиарда рублей при общем военном бюджете в 1,3 трлн. А что же пишут "эксперты" АПН по этому поводу? Тот же Шурыгин:

Сегодня поклонники Путина любят щеголять тем, что за три года военный бюджет России увеличился с 206 миллиардов долларов до 471 миллиарда. То есть, более чем в два с половиной раза. И это, мол, показатель того, как относится ВВП к армии и её нуждам. Но если отвлечься от магии больших цифр и просто проанализировать их, то очень скоро станет ясно, что на самом деле никакого реального увеличения военного бюджета не произошло. Официальная инфляция в 2001 году составила 18%, в 2002 — 14%, в 2003 году — 13%, а в 2004 — 11%. Итого — 45%. То есть только инфляция «съела» ровно половину всего путинского «повышения».

Откуда Шурыгин взял цифры 206 и 471 млрд долларов - неизвестно. Эти суммы скорее близки к военному бюджету США, то есть в десять раз больше российских. Хотя инфляция действительно съела часть повышения, и даже близкую к половине. Тем не менее рост военного бюджета неоспорим и в 2008 году, после 8 лет Путина, бюджет МО уже в 7 раз больше бюджета 2000 года. Учёт инфляции снизит это число до 3,5 раза, но и эти цифры весьма впечатляют.  Однако Шурыгину во чтобы то ни стало надо было найти ущербность политики финансирования обороны и, заметив, что падает доля военных расходов в ВВП, он пишет: "Сокращается доля военных расходов и от объёма ВВП: с 2,84% в текущем году до 2,74% в будущем, хотя даже в приснопамятную эпоху Ельцина было определено, что доля оборонных расходов в ВВП должна составлять не менее 3,5%."

Однако обратим внимание на таблицу. В таблицы использованы официальные параметры бюджетов, где учтены не все военные расходы. Так некоторые статьи бюджета по теме «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» также могут быть отнесены к военным расходам, как это делается в бюджетах других стран. И если рассмотреть бюджет 2008 года с учётом этих статей, то прямые военные  расходы составят уже 1,434 трлн рублей или 3,68% от ВВП. Как отмечает Википедия: "Страны НАТО включают в военные расходы также косвенные траты, в частности, выплату военных пенсий. В этом случае российские оборонные расходы составляют в 2006 4,04 % ВВП, что ставит Россию в число стран с наиболее высокими оборонными расходами (для сравнения: США — 4,06 % ВВП, Индия — 2,5 %, Великобритания — 2,4 %, Казахстан — 0,9 %)." Как видим, и в этом Шурыгин врёт.

Другие эксперты Белковского в своём аналитическом докладе составив аналогичную табличку военных расходов, вынуждены были признать:

"Можно  отметить,  что  лишь  начиная  с 2005  г.  расходы  на  оборону  РФ стали  превышать  таковые  в  период  правления  Б.  Ельцина (если  исключить катастрофические  в  экономическом  смысле 1993  и 1998-99  гг.).  В  целом, разумеется, расходы на оборону в эпоху Путина выше, чем в эпоху Ельцина. Однако само по себе это не означает ничего, важно, как именно расходуются данные средства."

 При этом в их расчётах можно заметить две манипуляции - попытка сравнить общие расходы за "ельцинский" и "путинский" периоды времени, где суммарный расход  за период скрывает тенденцию изменений, и расчёт в долларах, хотя девальвация рубля после дефолта 1998 года делает такое сравнение совершенно некорректным. Ну а вывод о том, что этот рост "сам по себе ничего не значит" довольно странен - зачем же тогда считали? Да и сам доклад, наполовину составленный из цитат статей из западной прессы, совершенно не ведёт к тем выводам, ради которых он составлялся. Взять например такую:

"Разведка США отмечает рост готовности российских вооруженных сил 12/01/2007 00:39 ВАШИНГТОН, 12 янв - РИА Новости, Аркадий Орлов. Военная разведка США констатирует заметный рост готовности российских вооруженных сил. "В войсках общего назначения деятельность по боевой подготовке в частях сил постоянной готовности, формирующих стержень неядерного военного потенциала России, находится на самом высоком уровне за весь постсоветский период", - заявил в четверг на слушаниях в сенатском комитете по разведке директор разведывательного управления министерства обороны США (РУМО) генерал-лейтенант Майкл Мэйплз."

Это совершенно противоречит основным выводам доклада. Конечно, в докладе много цифр, что иллюстрируют развал. Эти цифры занимают в самом докладе немного места и вкратце изложены Храмчихиным отдельно в той же "Независимой". Например в главе "СЯС без прикрас" ведётся подсчёт носителей и ядерных боезарядов. Что удивительно - отдельно за период Ельцина и период Путина. Ельцин принял столько-то, передал Путину столько-то. Нужно было показать, что именно Путин разваливает, Ельцин-то не разваливал. И действительно, у них получилось, что Ельцин увеличил число носителей на целых 60 штук, а Путин их сократил на 405 штук. Безобразие! Меня удивило, как это Ельцину удалось увеличить число носителей. И я кое-что пересчитал. Всё просто - когда считали носители, что Ельцин получил в наследство от СССР, то не посчитали Ту-160. А вот при передаче правления Путину их посчитали. Это 15 бомбардировщиков по 12 ракет на каждом. Так на "счёт" Ельцина положили 180 носителей дополнительно. Чтобы ужасы "развала" при Путине были помрачнее. Тем не менее процесс сокращения СЯС имеет место и обусловлен двумя важными факторами, которые не желают учитывать аналитики Белковского - это процесс разоружения по Договору о СНВ и сокращение возможностей ВПК в связи с развалом СССР.

По Договору сокращают свои СЯС и США, хотя и в меньшей степени, чем Россия. Так, по состоянию на 31 июля 1991 года у США было 2246 носителей и 10563 боезарядов, у СССР - 2288 носителей и 8757 боезарядов. В настоящее время США располагают 1195 носителями и 5573 боезарядами, Россия - 811 носителями и 3906 боезарядами. Это уже официальные данные и они заслуживают больше доверия, чем данные, высосанные из пальца "аналитиками" Белковского. Кстати, официальные данные по носителям у России даже меньше тех данных, которыми козыряют "докладчики". И снижение числа носителей нужно отнести прежде всего на разрушении кооперации ВПК, разделённого на "независимые" государства. Более всего была богата предприятиями ВПК Украина, производившая не только танки, но и баллистические ракеты. Та же знаменитая многоблочная "Сатана", производившаяся в Днепропетровске, сейчас недоступна России, зато очевидно доступна со всеми своими технологиями США. Факт разрушения кооперации в ВПК в связи с развалом СССР произвёл чудовищные последствия для производства вооружений и для СЯС особенно. Восстановление технологических цепочек внутри России было очень тяжёлой задачей и она уже частично решена командой Путина. Но об этом чуть позже.

Продолжение следует...

 

Андрей Максон. 

Что стоит за "развалом" российской армии. Часть третья

 

 Может создаться впечатление, что я выступаю адвокатом на судебном процессе по делу "компрадора Путина". Или пытаюсь надеть "розовые очки" на читателей, расписывая ситуацию в армии и ВПК в радужном, оптимистическом ключе. Нет. Негатива хватает. Его более, чем достаточно. Но тут важна не только сама ситуация, но и тенденции. Напомню ещё раз свою цель в этой статье - это снять с российской власти совершенно ложные обвинения, что вовсе не означает оправдание тех ошибок и действий, которые принесли и приносят вред. И, самое основное, моей целью является привести те факты, которые противоречат тем оценкам власти, которые вынесены в заголовок статьи. Факты, которые невозможно трактовать как "операции прикрытия" для основной деструктивной деятельности "агентов влияния". И лучше всего этому послужит анализ ситуации в ВПК, которая, после развала СССР, более всего напоминала целенаправленное уничтожение. 

Это уничтожение было следствием распада Советского Союза, следствием развала технологических цепочек, о чём уже упоминалось в конце предыдущей части. Так из-за распада Союза промышленность авиационных материалов лишилась около 60% производств, при этом каждое пятое из сохранившихся работали на импортном сырье. Для того, чтобы восстановить это производство необходимо было с нуля создать в России производство материалов и комплектующих, возмещающих продукцию заводов, которые оказались на территории новых независимых республик. И в 2005 году правительством была принята программа «Национальная технологическая база» в рамках которой в России планировалось восстановить производство 273 различных авиационных материалов и сплавов. В программе участвовало более 70 предприятий химической и специальной металлургии, на которых было восстановлено производство. 

 



Наиболее важными для ВПК были предприятия Украины, в особенности завода, производящего двигатели для ракет и вертолётов - ныне ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье). Именно он до сих пор поставлял все двигатели для крылатых ракет Х-35, Х-55 и ракет Х-59 авиационного базирования, стоящих на вооружении в России. Прежде всего это касается стратегических КР большой дальности Х-55 и их усовершенствованного варианта Х-555, которые являются фактически основой авиационной компоненты российской ядерной триады – ими вооружены стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Кроме того, до 90% российских вертолётов оснащены двигателями именно этого производителя. Это при том, что Украина стремится в НАТО, а действующая украинская власть последовательно проводит антироссийскую политику. По распоряжению Путина в России с нуля было организовано производство двигателей для крылатых ракет: 


Научно-производственное объединение «Сатурн» совместно с ОМКБ (разработчик ТРДД-50, изделия 36) начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены украинских Р95-300) и ремонту двигателя изделия 36 – базового образца ТРДД. Предприятие ведёт создание и освоение в производстве семейства «двухконтурных турбореактивных двигателей, которые будут применяться для малоразмерных дозвуковых беспилотных летательных аппаратов авиационного, наземного и морского базирования» 


К этому надо добавить, что НИОКР по двигателям крылатых ракет в России никогда не прекращались, тем более что разработчики этих моторов находятся в России - это МКБ "Радуга". Была также принята специальная госпрограмма, которая предполагает, что уже с 2010 года московское ОАО «ММП им. В.В.Чернышева» в сотрудничестве с санкт-петербургским ОАО «Климов» начнёт серийный выпуск вертолётных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500. "Независимая" по этому поводу глубоко страдает - это ведь гибель целой отрасли экономики "братской" Украины! Ещё одно преступление Путина! Ну вы бы определились с этим как-то, господа аналитики. Не делать ракеты - плохо, делать - опять плохо. Хотя логика либерала понятна: что бы власть не делала, она в любом случае плохая. Я же хочу отметить, что факт восстановления производства двигателей крылатых ракет в России - это прямая заслуга Путина и этот факт имеет важнейшее значение для восстановления обороноспособности страны. И этот факт совершенно противоречит мнению о компрадорском характере российской власти. 

В начале года в интернете появилась так называемая "исповедь оборонщика", которая представляла собой крик души человека, наблюдающего гибель дела всей своей жизни. Вполне разделяю эмоции. Однако выводы делаю немного другие, даже исходя из приведённых фактов. "У нас есть технические люди, у нас компания техническая. Мы делаем газовые турбины. У нас больше ста кандидатов и докторов технических наук, большая служба инженеров. У нас в компании работает 18000 человек, и 6000 из них - это технические конструкторы. Они испытывают двигатели. Плюс у нас есть дочерние компании, это ещё 5000 и 9000 человек, и есть завод-партнёр - это еще 20000, итого около 50000 человек," - пишет оборонщик. У нас в стране не много похожих предприятий и сразу можно сказать, что речь идёт об упомянутом уже выше НПО "Сатурн". Именно на нём Россия восстановила производство двигателей 36МТ для авиационных тактических ракет типа Х-59М разработки ГосМКБ «Радуга», именно оно выпускает сейчас 117С - авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДДФ) с управляемым вектором тяги (УВТ) для новейшего Су-35. И именно на нём трудится 18 тыс сотрудников. Завод-партнёр у него - это очевидно Уфимское моторостроительное производственное объединение («УМПО») с 20 тыс работников, выпускающий авиадвигатели для семейства Су. О чём же пишет этот представитель ВПК? О многом: 


"Американцы остались, а МиГа нет. Название есть, а продукции нет. И вранье о преуспевании идёт по всем уровням. Власть не знает истину, или знает её, но умудряется не признавать. Она может не признавать вслух, но она обязана что-то делать. Для всех, кто имеет доступ к информации, ясно - у нас осталось считанное время, перед тем как все окончательно загнётся и свернётся. Через 5-10 лет мы настолько отстанем от Европы, что у нас всех останутся пороховые ружья, а у них - современные снайперские винтовки с лазерными прицелами. Россия будет отброшена в каменный век. Это касается всего - ракет, крейсеров, подводных лодок, самолётов, двигателей. Почему об этом говорю? Потому что мы делаем двигатели для крылатых ракет, самолётов Сухого, для китайских и индийских самолётов. Мы делали двигатели даже тогда, когда развалилась вся страна. Длительное время страна делала очень серьёзные ошибки. Она не заказывала ни оружия, ни новейших технологий под лозунгом того, что военно-промышленный комплекс разорил Советский Союз. И он перестал существовать. Эти 15 лет уничтожены почти все возможности страны." 


Уничтожено было многое, но его же собственное предприятие демонстрирует, что далеко не все возможности страны. Оборонщик почему-то не упоминает самого главного - что на его предприятии восстановили производство двигателей для крылатых ракет, которых ранее это предприятие не выпускало. Вообще, в статье мало информации о ситуации на самом предприятии, мы, русские, всегда предпочитаем думать о вселенной, о мире, в крайнем случае - о судьбе страны в целом, а не о предприятии, где работаем. Такое у нас глобальное мышление. А ведь конкретная ситуация на "Сатурне" вызывает наибольший интерес для оценки ситуации в нашей оборонке. Приходится очень внимательно вчитываться, чтобы выудить детали: 


"Одна из крупнейших мировых компаний финансирует нас по техническому перевооружению. Перед тем, как начались эти поставки, завод был вынужден подписать массу документов, огромное количество ограничений - что на этом оборудовании мы не будем делать ни биологическое, ни химическое оружие, ни ракеты. Там внутри есть серьёзный компьютер, накопитель информации, и когда ремонтники из этой компании приезжают, то они видят, что мы делаем - по скорости, по напряжению, какой металл обрабатываем. Однажды один ремонтник выпил, отвёл меня и говорит: "Что, ты думаешь, мы не знаем, что вы там делаете на наших станках? Все видим и знаем. Просто мы молчим, мы помогаем России, чтобы мир не остался вообще однополярным. У вас осталась возможность хоть что-то делать против этого". Это представитель очень серьёзной компании, один из мировых столпов по поставкам. Они нам поставили сотню станков, и на них мы можем наравне с Европой делать все, что захотим." 


Я намерено отодвигаю в сторону всю философию, которой наполнена статья. Я сам умею философствовать, недостатка в идеях нет. Поскольку русский. Но мне интересны детали. И из них видно, что завод-то модернизировали. По последнему слову техники. Примерно даже понятно кто именно. Германия. Сименс. Именно с Германией Путин старается иметь наилучшие отношения. Не без пользы для России, как видно из слов оборонщика. Что ещё пишет оборонщик? 


"У завода очень сложные отношения с властью. Не буду углубляться, объясню поверхностно. У нас есть доля государства. Когда мы делали двигатели для Ту-154 или Ил-76, мы никому не были нужны. За десять лет мы купили одно КБ, присоединили 10 заводов, где доля государства была 2%. Мы получили крылатые ракеты, двигатели для истребителей, двигатели для учебно-тренировочных самолётов. Нам говорят: давайте обратно завод. Как только я отдам завод, тут же я буду сидеть в приёмной у какого-нибудь чиновника, которого у себя я бы даже мастером не поставил." 


Ага. Человек страдает по ситуации развала, пеняет государству за отсутствие государственных программ, заказов, финансирования, а сидеть в приёмной у чиновника не желает. Вспоминает времена Илюшина, считает Сталина чудом российской истории. А чиновника не любит. А ведь и Сталин был чиновником. То есть имел государственный чин. Служил государству, то есть. В идеалах оборонщика видимо роль у государства одна - дойная корова, государство должно финансировать этого самостоятельного предпринимателя и не мешать тому тратить деньги высокопрофессионально и с толком. Самое забавное, что именно такая идеология и царствовала в головах российских чиновников в 90-е годы почему-то не приведя к профессиональным результатам. Толк же начал появляться, когда государство начало возвращать пущенные в свободное плавание предприятия под своё государственное крыло, под присмотр государственного чиновника. И тот же "Сатурн" сейчас в основном государственный - 84 % принадлежит государству, 16 % — иным физическим лицам. Те же предприятия, что остались в частной собственности почему-то модернизацией не занимаются. Видимо профессионализм собственника мешает. Однако это всё тоже философия, не относящаяся к основной теме статьи. Что ещё конкретного пишет оборонщик? 


У нас в России двигателей для крылатых ракет не делали. Их делали на Украине. Поэтому была дискуссия. Как поступить? Вступать в стратегическую зависимость от Украины? Вдруг Путин поворачивается и говорит: "Адреса, явки, будем мочить". Директор сказал, что решить проблему мешают военные. В итоге мы построили спецпроизводство, построили испытательную базу, и сегодня мы полностью решили эту проблему. За три года мы все построили. Решение было принято до Путина, но не было спокойствия, и денег не давали. После Путина всё пошло как по маслу. 


Вот. После Путина - всё как по маслу. Чем же человек не доволен? Судьба страны беспокоит. У самих всё хорошо, но в стране-то всё плохо! Удивительно, как мы умеем страдать за государство! Сам страдаю. Знаю о чём говорю. Что ещё? "Все ПТУ готовят либо автомехаников, либо секретарей, либо парикмахеров. Мне рабочий после этих ПТУ не нужен, он на современных станках работать не умеет. Мне их заново переучивать надо. Министр образования должен быть вот с такой головой, с кулачищами и железной волей. Фурсенко не такой человек", - совершенно ответственно заявляет оборонщик. Все знают кого надо в министры назначать. Я сам считаю, что Фурсенко - не тот человек. Однако "Сатурн" как-то решает проблему с кадрами. Из новостей с его сайта


"03 сентября, 2009 года, г. Рыбинск. – Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П. А. Соловьева и ЗАО «Новые инструментальные решения» подписали соглашение о стратегическом партнёрстве и договор на подготовку квалифицированного персонала - инженерных работников и основных производственных рабочих - для подразделений предприятия. Согласно договору в ЗАО «Новые инструментальные решения» через год придут специалисты, способные сопровождать технологические процессы в области нанесения наноструктурированных покрытий на инструмент. Ими станут как выпускники РГАТА, так и бывшие работники других предприятий, прошедшие целевое обучение в академии. По словам генерального директора ЗАО «Новые инструментальные решения» Валерия Жигалова, объем финансирования целевой подготовки составит порядка двух миллионов рублей, количество требующихся специалистов - более 100 человек.... 02 сентября 2009 года, г. Рыбинск. – ОАО «НПО «Сатурн» не снижает своих показателей по приёму молодых специалистов даже в условиях финансово-экономического кризиса в стране. По данным на 1 сентября, предприятие приняло 151 выпускника учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования... 27 августа 2009 года, г. Рыбинск. – ОАО «НПО «Сатурн» и Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П. А. Соловьева (РГАТА) подписали генеральное соглашение о направлениях сотрудничества. Данное генеральное соглашение издано взамен генерального соглашения о направлениях сотрудничества между ОАО «НПО «Сатурн» и РГАТА, принятого в 2003 году, а также генерального соглашения о направлениях сотрудничества ОАО «НПО «Сатурн» и Рыбинского авиационного колледжа, принятого в 2002 году, и связано с вхождением колледжа в состав РГАТА." 


Удивительно, не правда ли? Человек похоже даже плохо представляет как с этим дело обстоит на родном предприятии. Но ситуацию в стране обсуждать не боится: 


"Президент стал знакомиться с комплексом Искандер, там ракеты мы посылаем за тысячи километров, там стоят наши движки. Президент разговаривал с разработчиком комплекса 3 часа, мы все ожидаем принятия решения о постройке заводов, потому что Искандер надо делать на конвейере. В результате всё заканчивается ничем. И так везде. У нас есть очень хороший самолет Су-34. Это штурмовик, единственный современный самолет, на котором стоит постановщик помех, и он может совершенно спокойно преодолеть ПВО и пустить ракету. Но, к сожалению, завод, на котором они делаются, может их в год делать единицы. Зарплата на заводе мала, сам он находится в крупном городе Новосибирске, где эта зарплата ничего не решает, и человек, имеющий нормальную квалификацию инженера, техника, технолога, может прийти на другой завод, и заработать там ровно в 2-3-4 раза больше." 

 


Опять обобщение - "и так везде". По случайности я в Новосибирске живу. И ситуацию с Чкаловским заводом, где делают Су-34 знаю немного лучше того оборонщика. Однако информацию буду давать только из официальных источников, из наших местных газет. Только цитаты: В Москве прошло заседание совета директоров Новосибирского авиационного производственного объединения имени Чкалова (НАПО). Холдинг Сухого, в который входит крупнейшее оборонное предприятие, решил вложить в новосибирский завод 50 миллионов евро... Сейчас Чкаловский завод работает над большим госзаказом на производство Су-34. 

В ближайшие годы парк оборудования НАПО им. Чкалова будет переведен на новые технологии. Программы технического перевооружения предприятия позволят увеличить производительность труда и обеспечат серийный выпуск современных уникальных машин. Уже сегодня портфель заказов завода сформирован на 6 лет вперед, как сообщает пресс-служба областной администрации. А перспективная программа производства гражданских машин SSJ, в которой НАПО занимает одно из ключевых мест в холдинге, рассчитана на период до 2024 года. 

В 2007 году выручка от продаж на НАПО им. Чкалова выросла на 19,2 %, а чистая прибыль предприятия увеличилась в семь раз. Такие данные приводит официальный сайт холдинга «Сухой». Как сообщается на сайте, выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг входящего в холдинг «Сухой» Новосибирского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова достигла по итогам 2007 года 3,4 млрд рублей. Это на 19,2 % больше, чем в предшествующем году. Чистая прибыль предприятия увеличилась в семь раз и достигла 88 млн рублей. 

Новосибирское авиационное производственное объединение им В.П. Чкалова (НАПО) планирует нарастить в 2008 году производственные мощности на 15-20%, сообщила в среду пресс-служба компании "Сухой", в состав которой входит НАПО. В среду на этом крупнейшем в России заводе по производству авиатехники провел совещание губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. "За несколько лет объем производства здесь увеличился с 1 миллиарда до 4 миллиардов рублей. В нынешнем году этот показатель должен увеличиться еще на 1,5 миллиарда рублей. А на предстоящий пятилетний период перед коллективом завода поставлена задача - довести объем выпускаемой продукции до 20 миллиардов рублей", - приводит его слова пресс-служба обладминистрации. 

На Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) имени Чкалова впервые в России организована поточная сборка новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34, сообщил представитель холдинга "Сухой". "Теперь процесс стал максимально автоматизированным - одновременно можно собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее", - отметил специалист. По его словам, реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. "Здесь в рамках выполнения холдингом "Сухой" гособоронзаказа производится ремонт и модернизация фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборка новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34. Производственная площадь цеха окончательной сборки, где установлено новейшее оборудование, разбита на зоны, по которым самолет перемещается в процессе проведения работ", - отметил представитель холдинга "Сухой". В настоящее время НАПО участвует в производстве российских региональных самолетов "SuperJet 100", а также в программе холдинга "Сухой" по созданию истребителей пятого поколения, передает РИА "Новости". Как сообщил собеседник, НАПО имени Чкалова вложит более 50 млн. евро в приобретение 43 новых суперстанков. 

Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) имени Чкалова (входит в холдинговую компанию "Сухой") приступает к строительству многофункционального истребителя пятого поколения. Работы проводятся совместно с авиазаводом в Комсомольске-на-Амуре, сообщил генеральный директор предприятия Федор Жданов в ходе посещения НАПО губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским. "Финишная сборка будет происходить в Комсомольске-на-Амуре, а у нас будет полностью производиться сборка головной части этого самолета", - уточнил Жданов. С прошлого года НАПО им. Чкалова осуществляет также серийное строительство многоцелевых бомбардировщиков Су-34. По словам губернатора, администрация области в ближайшее время примет комплекс мер по дополнительной государственной поддержке НАПО. На сегодня самая острая проблема на предприятии - кадровая. В 90-е годы в условиях спада производства многие высококвалифицированные рабочие уволились, и теперь требуется время на подготовку новых. "Наше содействие будет в решении кадровых вопросов, а также в обеспечении жильем специалистов предприятия", - сказал в связи с этим Толоконский. 

В минувшем году удалось переломить ситуацию кадрового голода на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Как отметил губернатор, НАПО имени Чкалова стало первым предприятием, где были опробованы новые механизмы кадрового обеспечения промышленности. В минувшем году по инициативе руководства области была разработана и начала действовать целая комплексная программа по подбору, подготовке и закреплению специалистов на производстве. Программа включает в себя комплекс взаимосвязанных мер - это и поиск во всём регионе специалистов с требуемой квалификацией, и программы обучения по целому ряду специальностей, решения по материальной поддержке сотрудников и по обеспечению их жильём. Все принятые меры позволили серьёзно изменить ситуацию с нехваткой кадров. К настоящему моменту на НАПО им. Чкалова трудоустроено более полутора тысяч человек, и в нынешнем году эта работа будет продолжена". 

От себя только замечу. Это не пропаганда. Так оно и есть - и 45 суперстанков, и трудоустройство полторы тысяч новых работников. Самолётов пока произведено мало, но эти два года были потрачены на модернизацию. Нужно было подготовить серийное производство. Теперь это уже конвейер. Суперсовременный. Сплошные роботы. И с кадрами как-то опять решили. Ибо когда надо, мы всё можем. Потому что русские мы. Привыкли. История приучила. Однако и для этого нужна цель. Задача. Без цели мы ничего не можем. Энергия есть, желание есть. Куда это направить - неизвестно. И потому успех появляется только тогда у нас, когда поставлена задача. Путин её поставил. Организовать производство Су-34. Организовали. Сделать Суперджет? Сделаем. Ещё бы денег немного и вообще всё будет. Хоть миссия на Марс. Самое главное, что чем сложнее задача, тем с большим успехом мы её решаем. Главное нас не останавливать. Как когда-то остановили лунную программу. Нас всегда тормозила власть. Цари не дали освоить Америку. Продали сначала Калифорнию, потом - Аляску. Политбюро прикрыло лунную программу. А затем и весь советский проект. Мы бы и коммунизм построили, не будь Хрущёва с его кукурузой и Либермана с хозрасчётом. Но это уже опять философия. 

PS. История с восстановлением производства двигателей крылатых ракет в России была бы не полной без упоминания ещё одного важного участника - АМНТК "Союз". Думаю, что я не выдам военной тайны, если отмечу, что на нём было восстановлено производство двигателей Р95-300 (для крылатых ракет X-55., X-59, X-35). До 2001 года этот завод вообще бездействовал и предприятие было на грани ликвидации. В 2001 году была восстановлена профильная деятельность АМНТК "Союз". АМНТК "Союз" возобновил конструкторскую деятельность в области создания новых авиадвигателей, в основном, военного назначения - КРД-300 для беспилотных летательных аппаратов и Р-145 - для боевых самолетов. Так что "Сатурн" и завод Чкалова в Новосибирске не единственные факты восстановления. 

Продолжение следует...
 

Что стоит за "развалом" российской армии. Часть четвертая

 

Пока писалась статья, посыпались вопросы возмущённых читателей. "Как можно защищать Путина? Разве вы не в курсе сокращения армии, когда сокращают офицеров почти в два раза, а самой военной реформой занимается мебельщик? А расформирование Таманской и Кантемировской дивизий? Заказ Минобороны на подготовку офицеров сокращается в ШЕСТЬ РАЗ - с 18000-20000 до 3000... Многие военные ВУЗы закрываются. Ликвидируется институт прапорщиков! А урановая сделка? А неудачи "Булавы"? А вывод Стабфонда в иностранные банки? А проституция, наркомания, криминал?" И так далее. Понятно, что со всем этим комом проблем я не смогу разобраться в рамках одной статьи. Хотя я и не ставил перед собой такой задачи. Задачу я сформулировал более узкую - вскрыть очевидное враньё в адрес власти и привести те факты, которые противоречат выводу о её компрадорском характере. И тут использована логика научного метода - если есть факты, которые противоречат теории, то теорию необходимо пересмотреть. Даже при наличии фактов, её якобы подтверждающих. Просто они объясняются как-то иначе.

Факты о состоянии армии и оборонно-промышленного комплекса более всего противоречат "компрадорской теории власти" и потому более всего подвергаются искажениям оппозиционными СМИ, аналитиками из многочисленных негосударственных институтов "стратегических проблем", финансируемых из-за рубежа. Именно поэтому статья посвящена прежде всего ситуации в армии. Она действительно сокращается, а её реформой занимается министр, который когда-то торговал мебелью. Этот последний момент вызывает почему-то бурю эмоций у оппозиции. Якобы свидетельство очевидной коррупции власти. Однако замечу, что в мире полно ещё более поразительных фактов этого рода. Например во многих странах военными министрами становятся не просто гражданские, но и вообще женщины, имеющие слабое представление о воинской службе. Так Гвадалупе Ларрива стала первой женщиной в должности министра обороны Эквадора 15 января 2007 года. Ларрива работала преподавателем в университете, то есть совершенно не имела отношения к армии. И когда она погибла всего через 10 дней после введения в должность, министром обороны вновь назначили женщину - Лорену Эскудеро, профессора университета. Можно, наверное, предположить, что крушение вертолёта с министром подстроили оскорблённые военные, но даже в этом случае от женщины во главе своего ведомства военным избавиться не удалось.

Скажете, что это Эквадор, там что угодно может быть? Хорошо. В Канаде в 1992—93 годах министром обороны была Ким Кэмббелл, юрист по образованию, позже ставшая премьером. В июле 2007 года впервые министром обороны Японии стала женщина - Юрико Коикэ, что для Японии, где до сих пор царствует домострой, было вообще скандалом. В мае 2002 года впервые министром обороны Франции стала женщина - Мишель Алиот-Мари. Испания же в прошлом году выбрала министром обороны не просто женщину, а женщину, находящуюся на 7-м месяце беременности! Представляете, что писала по этому поводу оппозиция? Представьте военные манёвры, должен присутствовать министр, а ему время кормить грудью?  

Россия, где министром обороны стал опять гражданский, вовсе не делает в этом сенсации. Должность эта более хозяйственно-политическая, нежели военная. Чисто военными вопросами занимается Генштаб, а не министерство. Анатолию Сердюкову же приходится заниматься реформой, которой перед этим пытались заниматься сами военные всё постсоветское время, но почему-то никак не могли закончить. Сокращать себя военные никак не хотели. Пришлось привлечь гражданского. Начинал это дело ещё Сергей Иванов, но атака на него со стороны оппозиции вынудила сменить министра. Зачем же вообще нужно сокращение и реформа в армии? Это тоже ставят упрёком власти и с этим надо разобраться.

В наследство от СССР России досталась довольно сильная, большая армия. В 1982 году численность вооружённых сил СССР составляла 3 млн. 705 тыс. человек, ещё 560 тыс. служили во внутренних, железнодорожных и строительных войсках (в это же время численность вооружённых сил США немногим превышала 2 млн). В настоящее время в российской армии служат около 1,2 миллиона военнослужащих. В январе 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ, определяющий численность Вооружённых сил РФ с 2016 года. Согласно документу, текст которого опубликован на сайте Кремля, численность ВС РФ с 1 января 2016 года будет составлять 1 миллион 884 тысячи 829 человек, в том числе 1 миллион военнослужащих. То есть предполагается сократить около 200 тысяч. В октябре прошлого года министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что численность Вооружённых сил РФ будет сокращена до 1 миллиона человек не к 2016 году, а к 2012 году - на четыре года ранее, чем планировалось. Центральный аппарат военного ведомства, по его словам, должен быть сокращён в 2,5 раза - до 8,5 тысячи человек, а количество офицерских должностей в армии и флоте - с нынешних 355 тысяч до 150 тысяч. Нетрудно заметить, что сокращение коснётся только офицеров. Кроме того, как планируется, в вооружённых силах России будет упразднён институт прапорщиков и мичманов, а их в будущем заменят профессиональные сержанты-контрактники. До конца 2009 года будут сокращены или переведены на другие должности более 100 тысяч прапорщиков и мичманов и их сокращение составляет основную часть сокращаемых должностей.

Подобное значительное сокращение вызывает сильнейшее недовольство в среде военных, что совершенно естественно - множество людей теряет работу и будет вынуждено искать новое место в жизни. И это не первый раз происходит в истории России. Так Хрущёв после прихода к власти решил сократить армию почти на 2 млн человек с 5 млн 396 тыс человек, которые насчитывали вооружённые силы СССР в 1953 году: в 1955 - на 640 тыс. чел., к июню 1956 - на 1200 тыс. чел. Массовые увольнения в течение 1955-1958 гг. почти двух миллионов военнослужащих больно ударили по судьбам офицерского корпуса. Сокращение затронуло боевые части, органы управления, военно-учебные заведения, промышленные и ремонтные предприятия. В армии и обществе началось брожение. Вот одно из писем, которое послал родным в пятьдесят восьмом офицер из Забайкальского военного округа:


«Уже который раз мы находимся под страхом этих мероприятий, но теперь не миновала эта кампания и нас. Наша дивизия расформируется. Из нашего полка (пока по слухам) останется всего 5 человек, то есть почти все будут уволены в запас… Мы, надо сказать, одеты и обуты, но ты бы посмотрела, как у нас демобилизуются офицеры, у которых по двое-трое детей: ни одежды, ни денег, ничего нет. И увольняют без пенсии, не хватает полутора-двух лет. Настроение у всех ужасное…».


В январе 1960-го года Верховный Совет СССР принял решение о новом значительном сокращении армии — на 1 миллион 200 тысяч человек. Увольняли курсантов военных училищ, лейтенантов, капитанов и майоров, расформировывались военные вузы. Потом было ещё одно сокращение — на восемьсот тысяч военнослужащих. Весной 1989 года в СССР был принят указ «О сокращении Вооружённых Сил СССР и расходов на оборону в 1989—1990 годах», согласно которому армия сократилась на 0,5 млн человек, расходы — на 14%. После распада СССР Россия лишь продолжила уже традицию сокращения сведя численность ВС до нынешних 1,2 млн. человек. А сколько вообще нам нужно?

Обратим внимание на сильнейшее в военном отношении государство - США. В настоящее время: общая численность вооружённых сил: 1.4 млн. человек, из которых 487 тыс. служат в АрмииUS Army, 385 тыс. - на флотеUS Navy, 368 тыс. - в военно-воздушных силахUS Air Force и 174 тыс. - в Корпусе Морской ПехотыUS Marine Corp. Вооруженные силы США могут в любое время призвать 1.3 млн. резервистов.


Крупнейшая в мире по численности армия Китая насчитывает 2 250 000 человек на действительной службе. Однако если предположить военный конфликт между этими двумя странами, то редкий военный эксперт выскажется в пользу Китая. Ибо кроме солдат нужны вооружения, современные и эффективные. А в этом нет равных США, которые тратят на закупки новых вооружений, разработку новой и поддержку существующей техники по 300 млрд долларов в год. Такие траты больше никто не может себе позволить. Соответственно, если снабдить эффективным оружием тот миллион, что остаётся в российской армии, то и его может оказаться вполне достаточно для обороны страны от самых сильных противников. Проблема только в том, что имея ВВП в 10 раз меньше ВВП США мы и военные расходы можем себе позволить только на уровне десятой части от военных расходов США. Остаётся надеяться, что наш ОПК создаст не только эффективное, но и дешёвое вооружение. И это по большей части ему пока удаётся - наши танки и самолёты в 3-5 раз дешевле и, по объективным оценкам, эффективнее западных. Грубо говоря, если наши танки и самолёты в два раза эффективнее американских, то имея их в два раза меньшее количество мы, тем не менее, можем удерживать паритет. Даже при военных расходах на порядок меньших. Конечно реальность сложнее и боевую эффективность современных вооружённых сил так просто не сравнить. На неё оказывает значительное влияние кроме вооружений состав и структура самих ВС. И на это-то как раз направлена военная реформа. На изменение состава и структуры ВС с целью повышения их боевой эффективности.


По словам Нач ГШ, главная цель военной реформы - создать к 2015 г. современные, мобильные, хорошо подготовленные, оснащённые новейшими образцами вооружений и военной техники ВС, способные адекватно реагировать на все возможные угрозы. Начальник Генштаба подчеркнул, что "после реформирования в Вооружённых силах РФ сохранятся три вида (Сухопутные войска, ВВС и ВМФ) и три рода войск (Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска)". "Сохранится окружное звено. Округам мы придадим статус оперативно-стратегических командований по руководству всеми структурами Вооружённых сил, находящихся на их территории", - сообщил Макаров. По его словам, одновременно завершён эксперимент по созданию региональных командований. ВВС России перейдут от структуры армия - дивизия - полк к структуре армия - база - эскадрилья. "Мы создадим командование Воздушно-космической обороны, куда войдёт Командование специального назначения - бывший Московский округ ПВО, который занимался противовоздушной обороной Москвы и Центрального промышленного района. Части армейской авиации пока останутся в составе ВВС. В ходе реформы мы укомплектуем их новыми вертолётами (Ми-28Н, Ка-52), а затем потенциально может встать вопрос об их передаче в Сухопутные войска", - отметил Макаров.


Самой главной чертой реформы можно считать реорганизацию вертикали управления из 4-ступенчатой (военный округ - армия - дивизия - полк) в 3-ступенчатую (военный округ - армия - бригада). Именно поэтому значительно сокращается общее число военных частей и, соответственно, число необходимых офицерских должностей. Вместо нынешних 355 тысяч командирских должностей останется 150 тысяч. То есть 15 процентов от общей численности армии и флота. При этом в армиях ведущих стран мира офицеры в среднем составляют от 7 до 20 процентов личного состава. У нас сейчас - 30% и ещё не хватает - сегодня некомплект офицеров составляет порядка 40 тысяч человек. На 1 сентября этого года в Вооружённых силах было 1107 генералов. После реформы будет 886. Количество полковников с 25665 уменьшится до 9114, майоров — с 99550 до 25 тысяч, капитанов — с 90 до 40 тысяч.
 
Основная часть сокращаемых должностей приходится на прапорщиков и мичманов - 140 тыс. Их по замыслам реформаторов должны заменить сержанты-контрактники. Количество лейтенантов в Вооружённых силах только увеличится - было 50 тысяч, а станет 60 тысяч. А это как раз те офицеры, что реально воюют - ведут солдат в бой. Более всего реорганизация затронет высшие штабные кабинеты:


Анатолий Сердюков напомнил, что в центральном аппарате минобороны сейчас служат 10 523 человека. Больше 11 тысяч человек относятся к органам военного управления МО. Итого набирается почти 22 тысячи человек - больше развёрнутой дивизии. После обновления в центральном аппарате военного ведомства останутся служить 8500 человек.

Из-за перехода на бригадную структуру сокращается общее число частей, значительно упрощая систему управления и снабжения войск. Так вместо 23 общевойсковых дивизий (и соответствующего числа полков) в сухопутных войсках российской армии создаётся 12 мотострелковых бригад и 39 общевойсковых бригад, будет так же создана 21 бригада ракетных войск и артиллерии, 7 бригад войск армейской ПВО, 12 бригад связи, 2 бригады радиоэлектронной борьбы. Сейчас сухопутные войска РФ насчитывают 1890 воинских частей, а после реформы останется 172 части и соединения. Их численность уменьшится до 270 тысяч военнослужащих. В результате реформы все соединения и части ВС станут частями постоянной боевой готовности, укомплектованными по штатам военного времени.

Сокращение состава вооружённых сил и упрощение их структуры значительно сократят расходы на их содержание. При росте общих военных расходов это будет означать только улучшенное снабжение войск современным вооружением и довольствием. Недаром в планах и кардинальное повышение зарплат военнослужащих. Например денежное довольствие офицеров в частях постоянной готовности с 2009 года будет повышено и составит от 70 тысяч рублей до 250 тысяч рублей. Думаю, что авторитет воинской службы после этого значительно повысится, ибо зарплата офицеров сравнится с доходами министров (в среднем министр получает в России 2,14 млн руб. в год, или же около $6,6 тыс. в месяц). Путин, имеющий зарплату в 6,2 тыс долларов после вычета налогов, сравняется по зарплате с "простым однозвёздочным" генералом.

Бригадная организация армии в отличии от дивизионно-полковой значительно повышает управляемость боевыми частями. Бригада в этом плане выступает как увеличенный полк, имея при этом боевую эффективность дивизии (за счёт комплектации новым, более мощным вооружением). Конечно, как многие военные эксперты замечают, в этом плане мы копируем американцев. Что, якобы, говорит об отсутствии патриотизма. Однако американцы - прежде всего талантливые управленцы и организаторы. Это их "конёк". Они достаточно времени потратили на отлаживание именно такой структуры армии и копировать тут вовсе не зазорно. Особенно когда дело касается национальной безопасности. Мы уже имели отрицательный опыт во время ВОВ, когда войска Вермахта благодаря именно организации танковых дивизий сминали наши мехкорпуса.

 

Думаю, что аналитики генштаба изучали этот опыт в военной академии и хорошо представляют себе значение именно структуры войск. И не надо думать, что копирование идёт бездумно. Конкретный состав бригад, их вооружение - уже творчество наших военных. И тут ещё не закончены эксперименты. Да, многочисленные учения, которые проходят в войсках, направлены прежде всего на обкатку новой структуры армии и её системы управления. И изменения тут ещё идут. По телевидению прошлой весной был репортаж с учений Сибирского военного округа. Уже бригадной структуры. В сильнейший мороз мотострелковая бригада проделала длиннейший марш с преодолением водных преград. Для танкового батальона, имеющегося в составе бригады, это была очень не простая задача - пришлось сначала взрывать лёд, чтобы преодолеть реку по дну. Но целью была конечно не проверка способности преодолевать покрытые льдом реки. Цель была в проверке эффективности управления.

Уменьшение ступеней управления даже чисто логически должно повысить скорость прохождения приказов и, соответственно, ускорить реакцию войск на изменение оперативной обстановки. Уменьшение размеров частей с дивизий до бригад повышает и их мобильность. В результате войска быстрее приходят в боевую готовность и занимают свои позиции. Это важнейший фактор успешного ведения боевых действий. Кроме того, современные средства связи более соответствуют такой "укороченной" структуре и позволяют командованию быть более информированным в оперативной обстановке.

Второй важнейшей чертой нового облика ВС - это то, что ВСЕ части ВС становятся частями постоянной боевой готовности и укомплектованы по штату военного времени. На практике это значит, что мобилизация просто не предусмотрена. На неё в современной войне просто не хватит времени. Пока отмобилизуешь те части, что не находятся в боеготовом виде - война может закончится. Я когда-то написал свою главу к сказке о Мальчише-Кибальчише. В моей версии Мальчиш-Кибальчиш дал время Красной Армии на мобилизацию. Современные средства войны делают такую версию невозможной. Нападению подвергается сразу вся территория противника, крылатые ракеты, авиация и ПВО становятся основным средством борьбы. Десант и морская пехота делают бессмысленным длительную оборону каких-то рубежей, а тактические ракеты, спутники шпионы и высокоточное оружие делают бесполезными любые мобилизационные мероприятия. Воевать приходится сразу и везде. И именно поэтому старая громоздкая структура российской армии, рассчитанная на достаточно длительную мобилизацию, совершенно не отвечала современным требованиям. Современная армия должна быть вся в режиме "быстрого реагирования". Иначе её просто уничтожат до того, как она успеет что-либо предпринять. В 1941 году СССР с трудом удалось избежать блицкрига, когда моторизованные немецкие дивизии оказались значительно подвижнее частей Красной Армии. Спасла большая территория. В современную эпоху вероятность именно таких сценариев только увеличилась - подвижность войск возросла многократно, а дальность и эффективность вооружений - ещё более. Ирак всё это очень неплохо продемонстрировал, а наши военные урок усвоили.

Отдельно хочется отметить идею с сержантами-контрактниками. По-сути это из-за неё сокращают 140 тысяч прапорщиков, что и составляет основную массу сокращаемых должностей. Ключевое слово тут - "дедовщина". В 1972 году в Советской армии появилось звание прапорщик, как замена сержантам-сверхсрочникам. Сержантов сверхсрочной службы в армии тогда называли "кусками" и они служили необходимой прослойкой между солдатами и офицерами выполняя роль воспитателей, младших командиров, военных специалистов. Они пользовались заслуженным авторитетом у новобранцев, поскольку уже имели опыт службы и были уже специалистами в военном деле. Дисциплина в армии держалась именно на сержантах-сверхсрочниках. Как и в большинстве армий мира. Нигде в мире офицеры не ночуют в казармах: это прямые и непосредственные обязанности сержантов. Нигде в мире прокуратура не ищет "ответственного офицера", странным образом не присутствовавшего во время драки в казарме.


В основном документе сержанта американской армии "Кредо сержанта" дословно записано: "Я сержант - лидер солдат. Как сержант, я понимаю, что являюсь членом корпуса, именуемым "Становым хребтом армии". Я сделаю все, чтобы офицеры моей части имели максимум времени для выполнения своих офицерских обязанностей. Офицеры не должны брать на себя выполнение моих обязанностей". Да, американский офицер отвечает за боевое слаживание подразделений. В армии США до 70% учебного времени отведено на одиночную подготовку солдата - этим и занимаются сержанты. Дисциплина в казарме тоже прерогатива сержантов.


Введение прапорщиков в 1972 году разрушило уже наметившийся положительный опыт сержантов сверхсрочников. Отныне звание сержантов давали призывникам, прошедшим лишь 6-месячную подготовку. Как отмечает экс-министр обороны генерал армии Игорь Родионов:


Больно сознавать, но дееспособного института сержантов в нашей армии по существу нет, ибо то, что мы имеем, ни в коей мере не соответствует статусу младшего командира. Хоть сколько-нибудь служивший в армии человек отчётливо представляет, что сержант, призванный в Вооруженные Силы одновременно с рядовым и прошедший кратковременную подготовку, вряд ли будет авторитетом для солдат-одногодков. Он ни по жизненному опыту, ни по знанию военного дела ничем не отличается от того солдата, которым командует и которого должен обучать и наставлять.


По поводу же ввода звания прапорщик он заметил:


Непоправимый ущерб роли и положению сержантов, на мой взгляд, нанесло введение в Советской Армии с 1 января 1972 г. института прапорщиков. Вместо того, чтобы совершенствовать уже существовавшую систему набора сверхсрочнослужащих, то есть фактически того воинского контингента, который служил по контракту, развивать виды контрактов, их содержание, улучшать материальное положение военнослужащих этой категории, их социальную защищенность, поднимать в Вооруженных Силах и в обществе авторитет их службы, пошли по другому пути - ввели прапорщиков, как "ближайших помощников офицеров"... Что же получилось у нас? Первоначально воинское звание "прапорщик" присваивалось только старшинам подразделений и командирам взводов. Опытнейшие военные кадры, находившиеся на этих должностях, практически только сменили погоны и получили соответствующие моральные и материальные стимулы. Казалось, что введение этого института дело нужное, принесёт пользу нашим Вооруженным Силам. Когда же прапорщиками стали начальники складов, комсомольские работники, специалисты технических и тыловых служб и т.д., произошел массовый отток прапорщиков с командных должностей, и уже к 1975 г. мы лишились опытнейших старшин подразделений, командиров танков, расчетов. Не стало тех, кто имел соответствующую военную подготовку и опыт, качественно выполнял свои обязанности, заменял солдату на период его службы отца и мать, и тем самым давал возможность офицерам подразделений выполнять свои функциональные обязанности. В последующем, при отсутствии жёсткой кадровой политики (прохождения службы прапорщиками только на командных должностях), беспринципности в их подборе, назначении и перемещении, мы пришли к тому, что воинское звание "прапорщик" в наших Вооруженных Силах стало нарицательным, вызывающим образ этакого "несуна" и "хапуги".


Прапорщик не смог занять своё место в иерархии между солдатами срочной службы и младшими офицерами. Это место заняли "деды" - солдаты-срочники, после 18 месяцев своей службы. Без участия "дедов" офицеры не могут поддерживать дисциплину в частях и организовать обучение призывников. Но и "деды", не имея уставных полномочий, не могут полностью контролировать ситуацию. Кроме того, они и не обязаны это делать. В результате и получается "дедовщина" - неуставные отношения в армии - результат отсутствия института сержантов. Именно поэтому введение института сержантов-контрактников, которые очевидно уже прошли срочную службу и по армейской традиции являются старше "дедов", должно ликвидировать явление дедовщины. Это уродливое явление, вызвавшее в обществе массу критики, исчезнет вместе со званием прапорщик, которое также скомпрометировало себя не слишком военной деятельностью офицеров с этим званием.

Проведение реформы совершенно естественно встретило сопротивление в офицерской среде, где идёт сокращение, она также стала целью для информационной войны, поскольку реформа призвана укрепить обороноспособность страны. Поэтому масса вранья в СМИ, посвящённого реформе очевидна. Смысл реформы в публикациях выхолащивается, расформирование дивизий и полков для их переформатирования в бригады подаётся только под видом ликвидации. Сокращение офицеров прежде всего за счёт ликвидации прапорщиков подаётся как уничтожение профессионалов. Нет этого. Даже прапорщиков будут частично сокращать не простым увольнением, а с переводом на гражданские должности. Зачем заведующему складу военный чин? Что касается остальных высших офицеров, то:


Провести сокращение относительно безболезненно помогут 26,7 тысячи офицеров, которые уже достигли предельного возраста службы. Анатолий Сердюков пообещал, что с армией они расстанутся лишь после того, как государство выполнит свои обязательства. И в первую очередь - предоставит людям жилье... Самая болезненная проблема для министра - это 117 тысяч сравнительно молодых офицеров, которых в любом случае придётся уволить в ближайшие три года. Но и тут Сердюков многое продумал. Во-первых, многие офицерские должности переведут в разряд гражданских. Угодившим "под нож" командирам предложат занять эти посты. Во-вторых, минобороны займётся переподготовкой вчерашних офицеров на специальности, востребованные на "гражданке".


Военная реформа очевидно была необходима. Меняются вооружения, меняется тактика и стратегия современного боя - должна меняться и структура. Сокращение - плод изменения именно структуры, её оптимизации, прежде всего управления. Сама реформа возможно ведётся и с ошибками, которые тоже трудно избежать. Но армия - это живой организм и он развивается. Только не надо ему мешать.
 
Продолжение следует...

Источник: Андрей Максон, Сайт Мальчиша-Кибальчиша

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"